Двухзальный кинотеатр в Янги-Юле
Государственный театр оперы и балета в Ташкенте — лучшее здание столицы Узбекистана. Это блестящий образец воплощения социалистической идеи в национальных формах, синтезирующий в едином художественном образе архитектурное мастерство, народное декоративное искусство и монументальную живопись. Однако при всем том чувствуется отсутствие в сооружении одного из важных компонентов советского архитектурного произведения, именно — объемной скульптуры.
Принципиально важно поэтому и в зодчестве создавать полноценный синтетический образ, где идея говорит языком не только архитектурных форм, но и живописи, и скульптуры, важно перешагнуть за черту исторических запретов, дать архитектуре новые, богатые возможности. Строителю Ташкентского театра оперы и балета оставалось добавить один небольшой штрих, чтобы его произведение засверкало всей полнотой красок, богатством выразительных приемов и форм.
Двухзальный кинотеатр в Янги-Юле
Строительство в национальных формах Ташкента, разумеется, отнюдь не исчерпывается упомянутыми зданиями, но они в основном характеризуют подход архитекторов к решению поставленного вопроса. Принципиальный подход к архитектуре характерен не только для построек, осуществляемых в столице Узбекистана.
Уместно и со вкусом формы национального зодчества применены в двухзальном кинотеатре города Янги-Юля (архитекторы М. С. Булатов и А. Б. Бабаханов). Исторические традиции нашли отражение в плане кино, где введен интимный и уютный передний двор; отделяющая последний от внешнего пространства аркада является качественно новым элементом, нарушающим обычную замкнутость композиции двора исторических памятников Средней Азии. Во внешней архитектуре органически синтезированы черты, взятые от монументального и народного строительства.
Арочная галерея со сводчатым покрытием имеет в качестве опор пилоны с изящными трехчетвертными колонками по углам,— правильное и умелое использование монументального исторического мотива. Хорошо проработаны и детали — капители колонок. На фасадах двора повторяются арки в виде плоских ниш с сохранением тех же стройных колонок в простенках.
В нишах помещаются входы и рельефные панно в виде фигурной многолопастной арочки, а над ними решетчатые фрамуги — мотивы, заимствованные из архитектуры народного жилища. В данном случае авторы занимают совершенно верную позицию в вопросе использования национальной традиции, правильно ее понимают и трактуют, создавая оптимистический архитектурно-пространственный образ.
«Народные традиции архитектуры Узбекистана», В.Л.Воронина
Читайте далее:- Освоение наследия
- Клубное строительство
- Термезский зал театра
- Вкомпоновка
- Простота и лаконичность
- Галерея бокового фасада театра
- Дух зодчества Средней Азии
- Государственный театр оперы и балета им. Навои в Ташкенте
- Строительство в сороковых годах
- Синтез творчества архитектора и народных мастеров
- Дом по набережной Анхор
- Чайхана на набережной Анхор в Ташкенте
- Искажение форм
- Плафон зрительного зала
- Начальный этап работы в национальных формах
- Национальная форма в архитектурной практике
- Переработка национальных форм
- Введение принципов классики в национальную по форме архитектуру