Памятники

К проблеме национальной формы в архитектуре

Главная / Народные традиции архитектуры Узбекистана / К проблеме национальной формы в архитектуре

Активная сторона изучения архитектурного наследия народов — в том, чтобы использовать его рациональные начала, приемы и формы в современной проектной практике, учесть их в работе над созданием национальной по форме и социалистической по содержанию архитектуры. Единственно верное большевистское отношение к культурному наследию прошлого — взять из этого наследства самое ценное истинно демократическое и, творчески перерабатывая, использовать в нашем социалистическом искусстве.

Вопрос использования национального архитектурного наследия — одна из самых существенных проблем советской архитектуры. Как подойти к вопросу использования национальной формы, как и что принять, что переработать и что отбросить? Предлагаемая работа ни в какой мере не претендует на исчерпывающее решение поставленных вопросов. Мы попытаемся хотя бы поставить проблему использования национальной формы и отметить ценные стороны узбекской народной архитектуры.

«Народные традиции архитектуры Узбекистана», В.Л.Воронина

Освоение наследия

Большое место вопросу освоения наследия уделяет автор статьи «Архитектурная практика города Алма-Ата и проблемы национальной архитектуры» М. М. Мендикулов, который занимает в основном правильную позицию, утверждая, что в Казахстане налицо достаточный исторический материал для разработки национальных форм советской архитектуры; правильна и его позиция по отношению к монументальным памятникам зодчества Казахской ССР. Но никак нельзя согласиться…

Клубное строительство

Клубным строительством в городах и колхозах много занимались архитекторы Бабаханов и Дмитриев. Диссертация В. М. Дмитриева на соискание ученой степени кандидата архитектуры — «Архитектура колхозного клуба», защищенная им в 1943 году, была посвящена теме колхозного клуба, развиваемой на основе планировки чайханы. По идее автора чайхана — общественное сооружение народной архитектуры — является прообразом клуба, поэтому…

Двухзальный кинотеатр в Янги-Юле

Государственный театр оперы и балета в Ташкенте — лучшее здание столицы Узбекистана. Это блестящий образец воплощения социалистической идеи в национальных формах, синтезирующий в едином художественном образе архитектурное мастерство, народное декоративное искусство и монументальную живопись. Однако при всем том чувствуется отсутствие в сооружении одного из важных компонентов советского архитектурного произведения, именно — объемной скульптуры. Принципиально важно…

Термезский зал театра

Ферганский зал работы Сайда Наркузиева и других мастеров выглядит несколько скромнее остальных. Здесь плафон передает формы деревянного балочного потолка. Прекрасно задуман Термезский зал, воскрешающий древние традиции декоративного искусства. Этот зал воспроизводит декорацию Термезского дворца XI—XII веков с его изумительным резным орнаментом. Но, к сожалению, тон не выдержан до конца и композиции исторического стиля чередуются с…

Вкомпоновка

Весьма удачна мысль вкомпоновать по периферии чаши круглые вентиляционные отверстия с ажурными резными решетками. Выпуклая профилировка барьера балконов и лож выглядит несколько чужой в общем простом и строгом комплексе архитектуры зала. Не совсем удачен слишком крупный рисунок плоских частей плафона, которые мало гармонируют с общим, детально продуманным строем форм. В отношении декоративных композиций, выполненных по…

Простота и лаконичность

Обрамление прямоугольного проема сцены исключительно просто и лаконично. Это гигантская плавная выкружка, заполненная орнаментом. Сюжет орнамента с двухплановой резьбой, с выделением главной ведущей темы и дробного кружевного заполнения, гениально воспринят А. В. Щусевым от хивинского искусства резьбы по дереву. Такая скульптурная резьба покрывает стройные колонны дворца Таш-Хаули в Хиве: двухплановой резьбой покрыты и стволы колонн…

Галерея бокового фасада театра

Широкие проемы, объединяющие различные части фойе, покрыты перемычкой наподобие очень плоской арки с едва заметной кривизной контура. Здесь рисунок проема не является уже отрицательным качеством, как это имеет место на фасаде, поскольку в результате явилась некоторая вполне отчетливая и качественно новая форма. Перекинутая на половине высоты этих проемов плоская перемычка получила изящную резную консоль. Проемы…

Дух зодчества Средней Азии

Внешняя архитектура во всех своих частях исходит из традиций монументального зодчества Средней Азии. Несмотря на то, что некоторые элементы повторяют детали исторических памятников, облик театра в целом не является копией, но передает общий характер, дух зодчества Средней Азии. Формы выступают в новом плане, в новых сочетаниях. Тем не менее нельзя не отметить некоторых недочетов внешней…

Государственный театр оперы и балета им. Навои в Ташкенте

Государственный театр оперы и балета им. Навои в Ташкенте, удостоенный Сталинской премии, — лучшее произведение советской архитектуры Узбекистана, национальное по форме и социалистическое по содержанию. Богатый творческий опыт, огромное мастерство, любовь к народной, национальной традиции и проникновенная интуиция художника, та интуиция, которая раскрыла самые сокровенные стороны национального искусства, нашла выражение в формах Казанского вокзала в…

Строительство в сороковых годах

Совместная работа архитектора и народных мастеров является серьезным вопросом. К настоящему времени насчитывается уже немало опытов такого коллективного творчества. Народные мастера участвовали с архитектором Полупановым в постройке павильона Узбекистана на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке и в оформлении зала заседаний Верховного Совета УзССР, вложили свой опыт в строительство бань местного типа, где большую роль играло искусство мастера…

По материалам Wikipedia