К проблеме национальной формы в архитектуре
Активная сторона изучения архитектурного наследия народов — в том, чтобы использовать его рациональные начала, приемы и формы в современной проектной практике, учесть их в работе над созданием национальной по форме и социалистической по содержанию архитектуры. Единственно верное большевистское отношение к культурному наследию прошлого — взять из этого наследства самое ценное истинно демократическое и, творчески перерабатывая, использовать в нашем социалистическом искусстве.
Вопрос использования национального архитектурного наследия — одна из самых существенных проблем советской архитектуры. Как подойти к вопросу использования национальной формы, как и что принять, что переработать и что отбросить? Предлагаемая работа ни в какой мере не претендует на исчерпывающее решение поставленных вопросов. Мы попытаемся хотя бы поставить проблему использования национальной формы и отметить ценные стороны узбекской народной архитектуры.
«Народные традиции архитектуры Узбекистана», В.Л.Воронина
![Освоение наследия](/wp-content/uploads/img.png)
Большое место вопросу освоения наследия уделяет автор статьи «Архитектурная практика города Алма-Ата и проблемы национальной архитектуры» М. М. Мендикулов, который занимает в основном правильную позицию, утверждая, что в Казахстане налицо достаточный исторический материал для разработки национальных форм советской архитектуры; правильна и его позиция по отношению к монументальным памятникам зодчества Казахской ССР. Но никак нельзя согласиться…
![Клубное строительство](/wp-content/uploads/img.png)
Клубным строительством в городах и колхозах много занимались архитекторы Бабаханов и Дмитриев. Диссертация В. М. Дмитриева на соискание ученой степени кандидата архитектуры — «Архитектура колхозного клуба», защищенная им в 1943 году, была посвящена теме колхозного клуба, развиваемой на основе планировки чайханы. По идее автора чайхана — общественное сооружение народной архитектуры — является прообразом клуба, поэтому…
![Двухзальный кинотеатр в Янги-Юле](/pics/903_690996411.jpg)
Государственный театр оперы и балета в Ташкенте — лучшее здание столицы Узбекистана. Это блестящий образец воплощения социалистической идеи в национальных формах, синтезирующий в едином художественном образе архитектурное мастерство, народное декоративное искусство и монументальную живопись. Однако при всем том чувствуется отсутствие в сооружении одного из важных компонентов советского архитектурного произведения, именно — объемной скульптуры. Принципиально важно…
![Термезский зал театра](/pics/902_1314849566.jpg)
Ферганский зал работы Сайда Наркузиева и других мастеров выглядит несколько скромнее остальных. Здесь плафон передает формы деревянного балочного потолка. Прекрасно задуман Термезский зал, воскрешающий древние традиции декоративного искусства. Этот зал воспроизводит декорацию Термезского дворца XI—XII веков с его изумительным резным орнаментом. Но, к сожалению, тон не выдержан до конца и композиции исторического стиля чередуются с…
![Вкомпоновка](/wp-content/uploads/img.png)
Весьма удачна мысль вкомпоновать по периферии чаши круглые вентиляционные отверстия с ажурными резными решетками. Выпуклая профилировка барьера балконов и лож выглядит несколько чужой в общем простом и строгом комплексе архитектуры зала. Не совсем удачен слишком крупный рисунок плоских частей плафона, которые мало гармонируют с общим, детально продуманным строем форм. В отношении декоративных композиций, выполненных по…
![Простота и лаконичность](/pics/901_1056107575.jpg)
Обрамление прямоугольного проема сцены исключительно просто и лаконично. Это гигантская плавная выкружка, заполненная орнаментом. Сюжет орнамента с двухплановой резьбой, с выделением главной ведущей темы и дробного кружевного заполнения, гениально воспринят А. В. Щусевым от хивинского искусства резьбы по дереву. Такая скульптурная резьба покрывает стройные колонны дворца Таш-Хаули в Хиве: двухплановой резьбой покрыты и стволы колонн…
![Галерея бокового фасада театра](/pics/900_1580981393.jpg)
Широкие проемы, объединяющие различные части фойе, покрыты перемычкой наподобие очень плоской арки с едва заметной кривизной контура. Здесь рисунок проема не является уже отрицательным качеством, как это имеет место на фасаде, поскольку в результате явилась некоторая вполне отчетливая и качественно новая форма. Перекинутая на половине высоты этих проемов плоская перемычка получила изящную резную консоль. Проемы…
![Дух зодчества Средней Азии](/wp-content/uploads/img.png)
Внешняя архитектура во всех своих частях исходит из традиций монументального зодчества Средней Азии. Несмотря на то, что некоторые элементы повторяют детали исторических памятников, облик театра в целом не является копией, но передает общий характер, дух зодчества Средней Азии. Формы выступают в новом плане, в новых сочетаниях. Тем не менее нельзя не отметить некоторых недочетов внешней…
![Государственный театр оперы и балета им. Навои в Ташкенте](/pics/899_537955370.jpg)
Государственный театр оперы и балета им. Навои в Ташкенте, удостоенный Сталинской премии, — лучшее произведение советской архитектуры Узбекистана, национальное по форме и социалистическое по содержанию. Богатый творческий опыт, огромное мастерство, любовь к народной, национальной традиции и проникновенная интуиция художника, та интуиция, которая раскрыла самые сокровенные стороны национального искусства, нашла выражение в формах Казанского вокзала в…
![Строительство в сороковых годах](/wp-content/uploads/img.png)
Совместная работа архитектора и народных мастеров является серьезным вопросом. К настоящему времени насчитывается уже немало опытов такого коллективного творчества. Народные мастера участвовали с архитектором Полупановым в постройке павильона Узбекистана на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке и в оформлении зала заседаний Верховного Совета УзССР, вложили свой опыт в строительство бань местного типа, где большую роль играло искусство мастера…