Дух зодчества Средней Азии
Внешняя архитектура во всех своих частях исходит из традиций монументального зодчества Средней Азии. Несмотря на то, что некоторые элементы повторяют детали исторических памятников, облик театра в целом не является копией, но передает общий характер, дух зодчества Средней Азии. Формы выступают в новом плане, в новых сочетаниях. Тем не менее нельзя не отметить некоторых недочетов внешней архитектуры здания. Легкие арки, переброшенные между пилонами главного фасада, явно не оправдывают мощности последних, поэтому идея фасада требует монументального завершения. Между тем пилоны увенчаны ажурными фонарями-башенками, которые уже по самой форме своей плохо вяжутся с композицией. Они слишком недостаточны и незначительны для завершения массивных устоев. Эти миниатюрные башенки-минареты отнюдь не вызваны композиционными или эстетическими требованиями, не вытекают из архитектурной идеи.
Но, не говоря уже о чисто композиционном недостатке, они вносят фальшивую ноту в образ здания и, действительно, как отметил Я. Корнфельд, вызывают неопределенные ассоциации. Но здесь дело вовсе не в том, что минареты — единственная деталь культовой архитектуры в облике театра, как полагает Корнфельд, где А. В. Щусев оперирует «ясным органическим строем форм гражданской архитектуры». Автор проекта оперирует приемами монументального зодчества в целом, где нет четкого разделения гражданских и культовых форм, а последние, как говорилось выше, вовсе не следует огульно отрицать.
Здесь дело в том, что в этом единственном случае неосмотрителен и неудачен был самый выбор формы, автор сделал ложный шаг в трактовке национального наследия. Первоначально на месте башенок были задуманы скульптуры, которые в данном случае лучше всего отвечают образу советского театра. Надо надеяться, что со временем фонари будут заменены первоначальным вариантом скульптурного венчания портика.
К числу погрешностей надо отнести слишком слабо выраженное стрельчатое очертание арок, придающее архитектуре какой-то оттенок нерешительности, незаконченности. Лучше было выбрать или ясную стрельчатую, или полную циркульную арку, не останавливаясь на компромиссе. Выпадают из ансамбля плоские плафоны портиков, взятые от легкой жилой архитектуры, — для цельности образа здесь необходимы сводчатые покрытия.
В архитектуре интерьера чувствуется в значительной степени также отражение монументальных приемов, но параллельно взяты и формы народной архитектуры. Традиционные национальные мотивы творчески переработаны и сочетаются с качественно новыми элементами композиции. Формы, в которых решены вестибюль и главный комплекс фойе, двухсветные зал-музей и зал им. Навои, составляют в совокупности гармонически цельный образ, удачный в целом и деталях.
«Народные традиции архитектуры Узбекистана», В.Л.Воронина
Читайте далее:- Освоение наследия
- Клубное строительство
- Двухзальный кинотеатр в Янги-Юле
- Термезский зал театра
- Вкомпоновка
- Простота и лаконичность
- Галерея бокового фасада театра
- Государственный театр оперы и балета им. Навои в Ташкенте
- Строительство в сороковых годах
- Синтез творчества архитектора и народных мастеров
- Дом по набережной Анхор
- Чайхана на набережной Анхор в Ташкенте
- Искажение форм
- Плафон зрительного зала
- Начальный этап работы в национальных формах
- Национальная форма в архитектурной практике
- Переработка национальных форм
- Введение принципов классики в национальную по форме архитектуру