Памятники

Народные традиции архитектуры Узбекистана

Главная / Народные традиции архитектуры Узбекистана

ОТ АВТОРА

Предлагаемая работа ни в какой мере не претендует на исчерпывающее описание узбекской народной архитектуры в целом и деталях. Равным образом она не ставит целью осветить полностью достижения советской архитектуры Узбекистана или творческую деятельность каждого из архитекторов. Задача, поставленная автором, заключается в том, чтобы, во-первых, дать сжатую характеристику композиций и деталей произведений народной архитектуры (не касаясь конструкций и устройства), во-вторых, попытаться выяснить прогрессивные стороны народной традиции, которые следует воспринять в национальной по форме, социалистической по содержанию архитектуре, и показать наиболее характерные примеры использования исторического наследия в строительной практике УзССР.

В работе использованы материалы Государственного научно-исследовательского института искусствознания Узбекистана, Отдела охраны и реставрации памятников Управления по делам архитектуры Узбекистана. Музея искусств Узбекистана и Музея восточных культур. Приводимая терминология собрана: по Фергане А. К. Писарчик, по Ташкенту (в гл. II приведена по преимуществу ташкентская терминология) автором при содействии М. А Бикжановой, которой я приношу благодарность, в Кашка-Дарьинской области и Хиве лично автором. Используемая терминология включает значительное количество таджикских наименований, поскольку традиции этих народов тесно соприкасаются. Даты построек Ташкента, Ферганы и Хивы установлены профессором М. С. Андреевым и А. К. Писарчик. Выражаю благодарность организациям и лицам, предоставившим обмерный материал и фотографии.

Народные традиции архитектуры Узбекистана
Автор: В. Воронина
Государственное издательство
Архитектуры и градостроительства Москва—1951г.

Освоение наследия

Большое место вопросу освоения наследия уделяет автор статьи «Архитектурная практика города Алма-Ата и проблемы национальной архитектуры» М. М. Мендикулов, который занимает в основном правильную позицию, утверждая, что в Казахстане налицо достаточный исторический материал для разработки национальных форм советской архитектуры; правильна и его позиция по отношению к монументальным памятникам зодчества Казахской ССР. Но никак нельзя согласиться…

Клубное строительство

Клубным строительством в городах и колхозах много занимались архитекторы Бабаханов и Дмитриев. Диссертация В. М. Дмитриева на соискание ученой степени кандидата архитектуры — «Архитектура колхозного клуба», защищенная им в 1943 году, была посвящена теме колхозного клуба, развиваемой на основе планировки чайханы. По идее автора чайхана — общественное сооружение народной архитектуры — является прообразом клуба, поэтому…

Двухзальный кинотеатр в Янги-Юле

Государственный театр оперы и балета в Ташкенте — лучшее здание столицы Узбекистана. Это блестящий образец воплощения социалистической идеи в национальных формах, синтезирующий в едином художественном образе архитектурное мастерство, народное декоративное искусство и монументальную живопись. Однако при всем том чувствуется отсутствие в сооружении одного из важных компонентов советского архитектурного произведения, именно — объемной скульптуры. Принципиально важно…

Термезский зал театра

Ферганский зал работы Сайда Наркузиева и других мастеров выглядит несколько скромнее остальных. Здесь плафон передает формы деревянного балочного потолка. Прекрасно задуман Термезский зал, воскрешающий древние традиции декоративного искусства. Этот зал воспроизводит декорацию Термезского дворца XI—XII веков с его изумительным резным орнаментом. Но, к сожалению, тон не выдержан до конца и композиции исторического стиля чередуются с…

Вкомпоновка

Весьма удачна мысль вкомпоновать по периферии чаши круглые вентиляционные отверстия с ажурными резными решетками. Выпуклая профилировка барьера балконов и лож выглядит несколько чужой в общем простом и строгом комплексе архитектуры зала. Не совсем удачен слишком крупный рисунок плоских частей плафона, которые мало гармонируют с общим, детально продуманным строем форм. В отношении декоративных композиций, выполненных по…

Простота и лаконичность

Обрамление прямоугольного проема сцены исключительно просто и лаконично. Это гигантская плавная выкружка, заполненная орнаментом. Сюжет орнамента с двухплановой резьбой, с выделением главной ведущей темы и дробного кружевного заполнения, гениально воспринят А. В. Щусевым от хивинского искусства резьбы по дереву. Такая скульптурная резьба покрывает стройные колонны дворца Таш-Хаули в Хиве: двухплановой резьбой покрыты и стволы колонн…

Галерея бокового фасада театра

Широкие проемы, объединяющие различные части фойе, покрыты перемычкой наподобие очень плоской арки с едва заметной кривизной контура. Здесь рисунок проема не является уже отрицательным качеством, как это имеет место на фасаде, поскольку в результате явилась некоторая вполне отчетливая и качественно новая форма. Перекинутая на половине высоты этих проемов плоская перемычка получила изящную резную консоль. Проемы…

Дух зодчества Средней Азии

Внешняя архитектура во всех своих частях исходит из традиций монументального зодчества Средней Азии. Несмотря на то, что некоторые элементы повторяют детали исторических памятников, облик театра в целом не является копией, но передает общий характер, дух зодчества Средней Азии. Формы выступают в новом плане, в новых сочетаниях. Тем не менее нельзя не отметить некоторых недочетов внешней…

Государственный театр оперы и балета им. Навои в Ташкенте

Государственный театр оперы и балета им. Навои в Ташкенте, удостоенный Сталинской премии, — лучшее произведение советской архитектуры Узбекистана, национальное по форме и социалистическое по содержанию. Богатый творческий опыт, огромное мастерство, любовь к народной, национальной традиции и проникновенная интуиция художника, та интуиция, которая раскрыла самые сокровенные стороны национального искусства, нашла выражение в формах Казанского вокзала в…

Строительство в сороковых годах

Совместная работа архитектора и народных мастеров является серьезным вопросом. К настоящему времени насчитывается уже немало опытов такого коллективного творчества. Народные мастера участвовали с архитектором Полупановым в постройке павильона Узбекистана на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке и в оформлении зала заседаний Верховного Совета УзССР, вложили свой опыт в строительство бань местного типа, где большую роль играло искусство мастера…

По материалам Wikipedia