Национальная форма в архитектурной практике
В декабре 1949 года исполнилось 25 лет со дня образования Узбекской Советской Социалистической Республики. В дни своего юбилея узбекский народ подвел итоги своего политического, хозяйственного и культурного развития, которое явилось плодом ленинско-сталинской национальной политики.
В республике развилась легкая и машиностроительная промышленность: Ташкентский текстильный комбинат и Чирчикский электрохимический комбинат имени Сталина, Узбекский металлургический завод, Таш-текстильмаш и др.; построены и работают сотни гидростанций; пущена в эксплоатацию Фархадская ГЭС; широко развернулось ирригационное строительство; проведены гигантские народные стройки (Большой Ферганский канал, Катта-Курганское водохранилище и др.).
Осуществлено всеобщее начальное обучение в сельских местностях. В республике 4650 школ. До Октябрьской революции в Средней Азии не было ни одного высшего учебного заведения. Теперь в одном Узбекистане 34 вуза, не считая техникумов и специальных учебных заведений. Развернула всестороннюю деятельность Академия наук УзССР. Совершенно иной характер получили города и села. В городах — многоэтажные дома, электрическое освещение, водопровод, широкие озелененные улицы, парки культуры; в кишлаках — клубы, больницы, детские ясли, сады, магазины. Большая и почетная работа выпадает на долю архитекторов Узбекистана.
Коренным образом изменилось лицо столицы республики — Ташкента который стал одним из крупных культурных центров Советского Союза. Улицы и площади города асфальтированы и озеленены, функционирует несколько линий троллейбуса; на площади, где был грязный Воскресенский базар, высится здание Театра оперы и балета, построенное академиком архитектуры А. В. Щусевым. В гущу застройки так называемого «старого города» врезалась широкая магистраль — улица Навои, появились другие улицы, просторные площади, несколько парков, на месте трущоб и оврагов раскинулось Комсомольское озеро. Сотни новых зданий — дома, административные здания, театры и клубы — украшают столицу Узбекистана.
В процессе созидательной работы растет и крепнет мастерство архитекторов Узбекистана. Строительный факультет Среднеазиатского индустриального института дал республике десятки молодых талантливых архитекторов. Нас в данном случае интересуют постройки, решенные в национальных формах. При этом мы отнюдь не ставим себе специальной целью описать все существующие работы этого рода или детально анализировать творчество каждого из архитекторов. Наша задача — показать, в какие формы вылилось использование национального наследия узбекского народа, отметить достижения и недостатки в этой области, а также некоторые мероприятия, которые могут способствовать работе над созданием национальной формы в социалистической по содержанию архитектуре нашей современности.
Архитекторы советского Узбекистана, прочно овладевая методом социалистического реализма, создают произведения, подлинно национальные по форме и социалистические по содержанию. Почти все без исключения строящиеся и проектируемые здания включают те или иные элементы национальной архитектуры. Каждый конкурс является опытом искания национальных форм. Всеобщая заинтересованность в вопросе использования рациональных сторон последних представляет тем более отрадный факт, что еще недавно архитекторы Узбекистана предпочитали идти спокойной проторенной дорогой, интерпретируя привычные мотивы классики. Только некоторые отдельные авторы стремились к проектированию в национальных формах. Переломным моментом были годы Отечественной войны с последовавшим затем новым разворотом стройки жилых и общественных зданий.
«Народные традиции архитектуры Узбекистана», В.Л.Воронина
Читайте далее:- Освоение наследия
- Клубное строительство
- Двухзальный кинотеатр в Янги-Юле
- Термезский зал театра
- Вкомпоновка
- Простота и лаконичность
- Галерея бокового фасада театра
- Дух зодчества Средней Азии
- Государственный театр оперы и балета им. Навои в Ташкенте
- Строительство в сороковых годах
- Синтез творчества архитектора и народных мастеров
- Дом по набережной Анхор
- Чайхана на набережной Анхор в Ташкенте
- Искажение форм
- Плафон зрительного зала
- Начальный этап работы в национальных формах
- Переработка национальных форм
- Введение принципов классики в национальную по форме архитектуру