Государственный театр оперы и балета им. Навои в Ташкенте
Государственный театр оперы и балета им. Навои в Ташкенте, удостоенный Сталинской премии, — лучшее произведение советской архитектуры Узбекистана, национальное по форме и социалистическое по содержанию. Богатый творческий опыт, огромное мастерство, любовь к народной, национальной традиции и проникновенная интуиция художника, та интуиция, которая раскрыла самые сокровенные стороны национального искусства, нашла выражение в формах Казанского вокзала в Москве и ряде других работ, позволила А. В. Щусеву создать произведение, достойное сталинской эпохи.
Государственный театр оперы и балета им. Навои в Ташкенте
В этом произведении гениального мастера нам важно отметить такие стороны, как:
-
правильное понимание и оценка возможностей национальной формы в архитектуре; органическое соединение традиций русского классического зодчества и национального наследия узбекского народа;
-
последовательность в использовании национальной традиции — передача характерных черт исторического зодчества в общем облике здания, привлечение основных форм и деталей, решение в национальных формах всех частей внешней и внутренней архитектуры;
-
умелое сочетание приемов исторического монументального зодчества и форм народной архитектуры;
-
умение найти плодотворные формы сотрудничества с узбекскими народными мастерами.
К отделочным работам в здании театра были привлечены лучшие народные мастера резьбы по ганчу, камню, дереву и рисовальщики из разных городов Узбекистана: почетный член Академии наук УзССР Ширин Мурадов, мастер Кули Джалилов из Самарканда, мастер Балтаев из Хивы и др.
Во внешнем облике театра верно найдена монументальная пространственность, а в фактуре стен — сочетание открытой кладки жженого кирпича с мраморными и штукатурными деталями. В последнем случае идея оформления стен навеяна ранними памятниками зодчества XI—XII веков, когда культивировалась фигурная кладка жженого кирпича без облицовки с включением элементов резьбы по стуку (портал Рабат-и-Малик и др.).
Теплый желтоватый оттенок жженого кирпича приятно гармонирует с белизной сталактитового карниза и архивольтов. Портик входа решен арками на монументальных пилонах, причем два средних снабжены пристенными колоннами, интерпретирующими формы колонок, несущих арку мавзолея Туркан-ака в ансамбле Шах-и-Зинда. Аркада боковых фасадов покоится на пристенных колоннах, формы которых заимствованы из памятников XIV—XV веков. В тени аркад красиво рисуется ряд ажурных алебастровых люстр. На пилонах и боковых фасадах вкомпонованы резные доски искусственного мрамора.
«Народные традиции архитектуры Узбекистана», В.Л.Воронина
Читайте далее:- Освоение наследия
- Клубное строительство
- Двухзальный кинотеатр в Янги-Юле
- Термезский зал театра
- Вкомпоновка
- Простота и лаконичность
- Галерея бокового фасада театра
- Дух зодчества Средней Азии
- Строительство в сороковых годах
- Синтез творчества архитектора и народных мастеров
- Дом по набережной Анхор
- Чайхана на набережной Анхор в Ташкенте
- Искажение форм
- Плафон зрительного зала
- Начальный этап работы в национальных формах
- Национальная форма в архитектурной практике
- Переработка национальных форм
- Введение принципов классики в национальную по форме архитектуру