Памятники

Синтез творчества архитектора и народных мастеров

Некоторые стройки должны быть оценены особо, как синтез творчества архитектора и народных мастеров. К ним относятся Академический театр и Театр им. Ташгорсовета в Ташкенте. Театр им. Ташгорсовета на площади Бешагач начат постройкой в 1943 году по проекту и под надзором Д. Хазанова (соавтор В. Тихонов), но отделочные работы продолжались и заканчиваются в 1951 году. Отличительной особенностью здания являются исключительно сводчатые покрытия, выполненные по системе инж. Рабиновича и приемами национального зодчества—народными мастерами. Сводом двойной кривизны покрыты зрительный зал и вестибюль.


Театр им. Ташкентского городского Совета. Арх. Д. Б. Хазанов

Театр им. Ташкентского городского Совета. Арх. Д. Б. Хазанов


Главный фасад театра нельзя признать удачным ни по замыслу, ни по пропорциям. Он беден по идее. Ось композиции не подчеркнута, три равноценные, слишком вытянутые стрельчатые арки увенчаны громоздким карнизом. По обе стороны входа на фасад вынесены резные ганчевые панно в форме, типичной для интерьера, не отвечающей образу монументального здания.

Зал оформлен А. А. Сидоровым при участии художника А. В. Николаева. Оформление и отделка кулуаров принадлежат народным мастерам с участием почетного члена Академии наук УзССР Ширина Мурадова, Джалилсва из Самарканда и др. Фойе представляет подразделенные на купольные компартименты галереи по обе стороны зала. Купола в большинстве чорравок — употребительной системы на четырех щитовидных парусах и кое-где на тромпах.

В убранстве фойе покрывающая купола и стены резьба по алебастру разного качества, работа хорошего мастерства сменяется весьма посредственным модернизированным орнаментом. В части архитектурных форм имеются некоторые общие композиционные недостатки, например весьма неудачна композиция главного купола фойе перед зрительным залом, где неприятно принижены циркульные окна и поверхность парусов, разрушающая низко опущенные ниши.

Формы зрительного зала не соответствуют общей направленности: параболическая кривая свода не гармонирует со стилем фойе и портика. Свойства конструкции оставляют мало данных для достижения равновесия с архитектурой других частей здания. Хорошая роспись сводов, исполненная художником Николаевым, изображающая виноградную лозу (зрительный зал) и ветви цветущих абрикосовых деревьев (фойе), много способствует смягчению отрицательных сторон в формах покрытия.

В целом об архитектуре театра надо сказать, что это один из первых примеров использования опыта народных мастеров при кладке сводчатых покрытий, но в нем отсутствует та ведущая художественная идея, тот творческий импульс, который ставит произведение на новую качественную ступень и поднимает его над уровнем исторически сложившихся форм. Фасад и большой купол фойе по своим художественным достоинствам ниже исторических образцов; купола боковых галерей просто повторяют эти образцы, причем выбраны не всегда удачно. Конструкции зрительного зала, который, по существу, должен быть центром композиции целого, не только не объединяют архитектуру здания в единый комплекс, но стоят в противоречии с остальным.

«Народные традиции архитектуры Узбекистана», В.Л.Воронина

Читайте далее:

По материалам Wikipedia