Памятники

Простота и лаконичность

Обрамление прямоугольного проема сцены исключительно просто и лаконично. Это гигантская плавная выкружка, заполненная орнаментом. Сюжет орнамента с двухплановой резьбой, с выделением главной ведущей темы и дробного кружевного заполнения, гениально воспринят А. В. Щусевым от хивинского искусства резьбы по дереву. Такая скульптурная резьба покрывает стройные колонны дворца Таш-Хаули в Хиве: двухплановой резьбой покрыты и стволы колонн из уже не существующей мечети при медресе Араб-хана (там же).


Фойе театра

Фойе театра


Сочная пластика рисунка на фоне ювелирного заполнения тонко подчеркнута золотом, создает благородную оправу проема сцены. По самому краю внутреннего обреза портала вьется грациозный тоненький жгут, опирающийся с двух сторон на маленькие базы. Трудно придумать более изящный и подходящий мотив для прорисовки контура портала. Жгут в качестве обрамления портальной арки — принадлежность среднеазиатского монументального зодчества XIV— XV веков, но сохраняется до XX века в обрамлении ниш интерьера и в жилых домах.

Прорезной контур лож по обе стороны сцены — фигурная многолопастная арочка, одна из самых специфических деталей в архитектуре Средней Азии, и монументальной, и жилищной. Это обычное обрамление настенного панно, рисунок штукатурной мозаики, прорезь ниш разного масштаба и формата, который встречается и в ферганских каминах, выступающих из стены полукругом. Остроумное употребление его для проема ложи говорит о том, что строитель театра хорошо знал и оценил все самые интимные стороны национального творчества.

Спокойно ниспадающий без складок и фестонов бархатный занавес великолепен. Шитый золотом, серебром и цветными шелками орнамент воспроизводит не специально ковровые рисунки, но привычные сюжеты настенных росписей народной архитектуры, где превалирует характерная тема гибких изогнутых вниз ветвей с кистями листвы, перемежаемая более легким рисунком растительного побега. Орнамент занавеса выполнен по шаблонам Щусева бухарскими мастерицами-золотошвеями. Ими же вышиты нарядные фестончатые ламбрекены лож. В этом здании осуществился синтез архитектуры с художественным ремеслом. Детали дубовых кресел повторяют характерные линии национального орнамента.

«Народные традиции архитектуры Узбекистана», В.Л.Воронина

Читайте далее:

По материалам Wikipedia