Боробудур
Боробудур входит в состав храмового комплекса, возведенного в традиции буддийской махаяны, и является самым большим культовым сооружением на Земле. Он расположен в Индонезийской Центральной провинции, на знаменитом острове Ява, среди буйной растительности джунглей. Строительство Борободура относится к периоду династии Сайлендра, правившей между 750 и 850 в семействе яванских правителей. Архитектурный комплекс находится в 40 км северо-западнее от современного города Джокъякарта. Его название «вихара Будда Ур» переводится как «буддийский храм на горе» В настоящее время Боробудур служит местом паломничества туристов.
Общий обзор
Боробудур сооружен в виде огромной ступы в виде мандалы. Ее фундамент имеет квадратную форму, стороны которой составляют 11 метров. Ступа имеет 8 ярусов, из которых 5 – квадратные, а 3 верхние – круглые. Сама мандала символизирует процесс создания мира, который присутствует в буддизме (см. Абхидхарма). На верхнем ярусе мандалы располагается 72 маленьких ступы, которые окружают большую центральную ступу. Все фигуры выполнены в виде колокола, украшенного различными рельефными элементами. Внутри ступ размещены 504 фигурки Будды и 1460 уникальных барельефов, содержащих культовые сюжеты.
Боробудур до настоящего времени служит местом паломничества и вознесения молитв, во время которых посетители обходят каждый ярус семь раз по ходу часовой стрелки. Во время этого ритуала каждый паломник считает своим долгом прикоснуться к каждой статуэтке Будды через отверстие в ступе, чтобы обрести счастье и удачу.
Конструкция
На сооружение всей ступы пошло 2 млн. каменных блоков, объем которых составил более 55 000 куб м. Точная дата и срок возведения монументального сооружения до настоящего времени не определены, но выдвигаются предположения, что это может быть период VIII-IX вв.
Выбор места
Голландским художником Нивенкампом в 4о-х годах прошлого века было выдвинуто предположение, что храмовый комплекс был возведен в форме статуи Будды, восседающего на цветке лотоса. Местом его размещение должно было служить озеро, донные отложения которого были найдены геологами и подножья сооружения. История Земли сохранила до нашего времени сведения, что это озеро было образовано в результате извержения в 1006 году вулкана Мерапи, но определить его исчезновение до или после строительства храма не представляется возможным. Исследования показали, что храм имел форму лотоса, а озеро еще существовало в XIV в.
Интерпретация
Исследователи утверждают, что храм можно рассматривать как каменную книгу, рассказывающую паломникам историю жизни Будды и знакомящую с его учениями. Три уровня ступы символизируют три высшие сферы жизни: сфера страстей (Камадхата), сфера формы (Рупадхата) и бесформенная сфера (Арупадхата).
Камадхата
В настоящее время уровень Камадхаты для паломников закрыт из соображений стабилизации сооружения. Ранние рукописи буддийского святого Кармавибхангга с описанием храма отмечают, что первый уровень был украшен 160-ю рельефными панелями. Они рассказывали о мире страстей, зарождении и развитии чувственности по законам кармы. На первых 117 панелях были показаны различные поступки человека, приводящие к одному результату. Остальные 13 панелей отражали один поступок, приводящий к 43 различным результатам. До нашего времени сохранились только панели, обрамляющие юго-восточный угол комплекса.
Рупадхата
Барельефы этого уровня повторяют учения Джатака-Авадана, Лалитавистара и Гандавьюха. Классические джатаки повествуют истории о предыдущих воплощениях Будды, где он предстает в виде Бога, царя, простого человека, льва. Он может явиться миру в образе оленя, обезьяны, лебедя или черепахи, но в каждом воплощении проявляет благородство и сострадание. Небольшая часть панелей повествует о Судхане, посвятившего жизнь поискам мудрости.
Арупадхата
Сфера без формы соответствует Арупадхате, представленной тремя верхними террасами, на которых размещались статуи Будды, выполненные в натуральную величину и установленные в нише стены или внутри ступ. Часть их разрушена и повреждена.
Открытие и история в наше время
На протяжении нескольких веков исторический памятник Боробудур был скрыт под вулканическим пеплом в зарослях джунглей. Извержение Мерапи в 1006 году вынудило жителей покинуть места обитания и забыть его местонахождение. Центром островной цивилизации стала долина Брнтас, где первые поселенцы появились в 928 году. Все эти сведения являются всего лишь предположением, так как причина исхода населения из Богобудура остается загадкой до настоящего времени.
Уже в XVIII стали заметны лишь части террасы, обрамляющей верхнюю часть сооружения. Колониальные экспедиции в район Боробудура находили небольшие фрагменты храма, только в 1814 году, во время англо-голландской войны, губернатор-лейтенанту Стэнфорду Раффлсу удалось обнаружить монумент. Поводом к открытию стало обнаружение большого холма, в котором находились камни и каменные плиты с рисунками. Голландцем Корнелиусом была организована экспедиция, которая работала на расчистке возвышенности. Археологические раскопки велись до 1835 года, когда была обнажена верхняя часть монумента.
На расчистку всего комплекса ушло несколько десятилетий. В состав экспедиции входил голландский художник Вильзен, который производил копирование рисунков барельефов. Его работы были выставлены в Лейденском Музее Античности. В 1873 году было проведено фотографирование всех частей и элементов комплекса, инспекцией по культуре было выдвинуто предложение перемещения исторического памятника на территорию музея, что так и не было сделано.
Чиновничья проволочка повлекла за собой утрату большей части достояния острова Ява. Его элементы разворовывались и продавались как сувениры. Ярким примером вандализма послужил поступок короля Сиама, который в 1886 году вывез с территории Боробудура восемь бычьих пряжек, нагруженных элементами орнамента и статуями, а так же скульптуру хранителя храма.
Реставрация
В 1907-11 годах офицер Теодор ван Эрп предпринял попытку капитальной реставрации комплекса, которая увенчалась успехом. Исторический комплекс обрел внушительный вид. Большую часть денежных средств было направлено на усовершенствование дренажной системы и восстановлению общей панорамной структуры.
Так как комплекс построен на холме, необходимо было проведение работ по предупреждению подвижности почвы, провалов, повреждений от коррозии и растительности. Во время реставрации храма, была проведена его полная разборка, укрепление холма и восстановление постройки.
Все работы проводились под эгидой ЮНЕСКО в период 1073-1984 годы. В настоящее время храмовый комплекс Боробудур включен в список памятников Всемирного Наследия.