Памятники

Монастырь Св. Екатерины

Главная / Монастырь Св. Екатерины

Монастырь Святой Екатерины

Одним из старейших в мире и непрерывно действующих на сегодняшний день монастырей является христианский монастырь Святой Екатерины или по-другому Синайский монастырь. Был основан в центральной части полуострова Синай в IV веке у основания горы Синай, но эту гору также именуют как библейский Хорив. Здание монастыря было сооружено и укреплено по приказу императора Юстиниана, правившего в VI веке. Обитателями монастыря являются греки православного вероисповедания.

Изначально сам монастырь именовался монастырем Неопалимой купины или монастырем Преображения. Святая Екатерина, чей культ был распространен монахами из Синайи где-то в середине VI века, и дала начало тому, что в XI веке монастырь обрел новое название и теперь он именуется как монастырь во имя Святой Екатерины.

2002 год ознаменовался тем, что данный монастырь включили в список охраняемого наследия ЮНЕСКО.

Базилика Преображения

Основание

Монахи небольшими группами с начала III века начали заселять местность около горы Хорив, которая непосредственно находится рядом с Неопалимой купиной, которая прорастает в оазисе Фаран (его другое название Вади Фиран), а также и в других частях южного Синая. Изначально монахи, которые первыми заселились на этой местности, были отшельниками, жившими в одиночку в пещерах. И только когда наступали праздничные дни, они собирались группами рядом с Неопалимой купиной, чтобы совершить совместное Богослужение.

Во времена правления великого императора Константина, монахи Синая в 330 году обратились с просьбой к святой Елене, матери императора, и попросили построить рядом с Неопалимой купиной небольшую церковь, которая будет посвящена Богоматери, и пристроить рядом с церковью убежище для самих монахов, на случай, если произойдет набег кочевников.

Данное монашеское прошение было удовлетворено и с конца IV века паломники сообщали о процветающей общине монахов на Синае, и где среди них выделился ученик Иоанна Златоуса святой Нил, который являлся бывшим префектом Константинополя, и чьи работы по сегодняшний день изучают монахи, священники и верующие.

В рассказе, где упоминаются Святые места Востока, и который был написан паломницей Сильвией в конце IV века, была описана монашеская община, которая образовалась рядом с местом, где прорастает куст Неопалимой купины:

«Пройти нам до начала самой долины было необходимо и это все, потому что там находилось большое количество келий мужей святых, а также сама церковь находилась там же где и купина: купина эта и по сей день дает ростки свои. Когда мы спустились с горы Божией, мы добрались и до самой купины, это было где-то в десятом часу. И эта купина о кой я писала выше и была той, с которой обращался Господь к пророку Моисею, представ пред ним в огне, и находится она в том месте в начале самой долины, где стоит церковь и много келий. И где перед этой церковью раскинулся красивый сад, где есть обилие воды и тут в самом саду купина»

Монастырская колокольня

Постройки Юстиниана Великого

Следующий шаг, который привел к развитию монастыря, произошел в VI веке во время правления императора Юстиниана I, который отдал приказ построить крепкие крепостные стены вокруг стройки святой Елены и сохранившуюся до настоящего дня церковь, а также император направил солдат на Синай, чтобы защитить монахов. Прокопий Кесарийский современник, повествует о строительстве Юстиниана I:

«На горе Синай, где проживают сами монахи, и чья жизнь заключена в рамки размышления о смерти; они могут наслаждаться и любоваться пустыней, которая стала для них всем и не бояться ничего. Не желая ничего и стоя выше человеческих страстей не ухаживая за собой и не заботясь о собственном теле, да и ни в чем другом, монахи не ищут себе пользы. Для них была построена церковь во имя Богородицы императором Юстинианом, чтобы служители эти проводили всю свою жизнь, тем, что молясь внутри церкви этой и совершая в ней священное служение. И церковь эта была выстроена не на вершине горы, а в ее низине: ведь человек не сможет спать там ночью, ибо на вершине этой ночью можно было услышать шумы и прочие явления которые несут в себе религиозный страх, которй могут поразить ужасом ум и саму волю человека. Есть молва, что когда-то здесь Моисей принес с собой законы, полученные им от Бога. В низине горы этой император построил мощное укрепление и устроил здесь целый военный гарнизон, чтобы они смогли помешать варварам ворваться в область Палестины, так как я сказал выше страна эта была пустынна».

Надпись, которая сохранилась над главными воротами монастыря, гласит: «С момента, когда был построен священный монастырь около Синайской горы и где Бог обращался к пророку Моисею благочестивым царем ромеев Юстинианом и на вечное его поминовение и Феодоры супруги его. Закончен был от тридцатого года правления его. И настоятелем был выбран монах по имени Дула летом от Адама 6021 и от Христа 527». Именно эта надпись помогла русскому ученому епископу Порфирию (Успенскому) датировать конец строительства самой церкви 557 годом.

Если верить «Хронике» от Евтихия Александрийского, то для полной защиты, а также для того чтобы ухаживать за монастырем, император выслал на Синай из Александрии и Понта Анатолийского двести семей. Бедуинское племя из Синайи джабалия являлись потомками этих первых переселенцев. Даже когда в VII веке они обратили свою веру в Ислам, они до сих пор проживают в окрестностях монастыря и присматривают за ним, как раньше делали их предки.

Крепкие монастырские сооружения, которые были воздвигнуты Юстинианом, вызывают восторг у паломников, ведь благодаря стараниям монахов укрепления поддерживаются в хорошем состоянии:

«Зайти в монастырь пора… Посмотри на стену этой крепости – построена искусно, слаженна и длинна и почитаема? Иустиниан прозвище самого царя, на чьи издержки и построена крепостная стена. Окружность ее целых двести сажен и девятнадцать с половиной высота ее…» – так святую гору Синай и ее окрестности описал Паисий Агиапостолит.

Данный монастырь до конца VII века относился к Фаранской епархии, где эту территориальную единицу возглавлял настоятель в сане архиепископа (о Синайской архипепископии в древности могут свидетельствовать данные из Халкидонского собора, где упоминается о архиепископии на горе Синай). В 681 году епископскую кафедру перенесли в монастырь, этой кафедры был лишен епископ Фаранский за монофелитство и где чуть позже его игуменом стал епископ Фарана. Прошло некоторое время, и в его монофелитство перешла епископия Райто. В VIII веке под управлением синайского архиепископа находились все верующие полуострова Синай.

Апостол Пётр (энкаустическая икона VI века из монастырского собрания)

Арабское и турецкое завоевания

Во времена, когда арабская армия завоевывала Синай, это было в 625 году, монастырь чтобы заручиться защитой пророка Мухаммеда, направил свою делегацию в Медину. Копия бумаги, которая называлась Фирман Мухаммеда (оригинал которого с 1517 года находится в Стамбуле, благодаря стараниям султана Селима I) говорила о защите монастыря мусульманами, а также что он будет полностью освобожден от уплаты налога. Эта охранная грамота была написана куфическим письмом, где бумагой служила кожа газели, и доказательством подлинности Фирман служил отпечаток руки пророка Мухаммеда.

На начало IX века при монастыре насчитывалось всего 30 человек, и это не смотря на полученные преимущества, но количество монахов начало сильно сокращаться. В Египте Ислам набирал все большие обороты и в самом монастыре появляется мечеть мусульман, которая сохранилась до сих пор: «Позади церкви стоит дом, сделанный из камня, и где арабы вместе с турками молятся Магомету».

Начиная с 1099 года заканчивая 1270 годом, во времена крестовых походов в жизни монахов произошел период возрождения. Крестоносцы, несшие Синайский орден, приняли на себя задачу, которая заключалась в защите многочисленных паломников из Европы, которые держали свой путь в монастырь. В это время при монастыре открывается католическая часовня.

Когда великая Османская империя в 1517 году завоевала Египет, турецкая власть оставила нетронутой права служителей монастыря и не принимали участие во внутренних делах церкви. В XVIII веке была открыта школа и находилась она на острове Крит, где греческие богословы могли получить духовное образование. Просветительная деятельность монастыря привела к тому, что ее подворья были открыты в Индии, Египте, Румынии, Палестине, России, а также и в Турции.

Отношения с Россией

Существовала давняя связь между монастырем и Россией. Москва, 1375 год. Митрополит Макарий прибыл в столицу за милостыней предназначенной для церкви. Позднее в 1390 году в дар русским князьям была привезена из монастыря Святой Екатерины икона, на которой была изображена Неопалимая купина, и она была помещена в Благовещенский собор в Кремле (первоначально в иконостас и после в алтарь, где находятся другие иконы, подаренные восточным духовенством).

Великий русский царь Иван Грозный в 1558 году отправил посольство в восточное духовенство в Синайский монастырь, чтобы принести им дар в виде золототканого покрова на мощи святой Екатерины.

Иван Грозный в письме, которое предназначалось архиепископу Синайскому, писал: «Ты отче на всем своем архипасторстве, что на Синайской горе, вели служителям своим молиться Богу и Матери Его и всем святым и просить даровать нам здравие и сохранение и царице моей Анастасии и детям нашим царевичам Федору и Ивану и всем православным».

В Москву в 1687 году прибыли синайские монахи, пробыв здесь до 1689 года. Этот приход был связан с 1687 годом, когда монастырь был передан синайским архиепископом Ананием под защиту и покровительство России. Монахам была выдана бумага от имени правящих в то время царей Иоанна и Петра, а также царевны Софьи. Данная грамота гласила: «Передана была в заботу государственную сие святая гора и монастырь святой Богородицы Неополимой купины, чтобы объединить наши христианские веры». Когда синайские монахи покидали Россию с богатыми подарками, то им в дар от царевны Софьи согласно некоторым сведениям, была изготовлена и преподнесена серебряная рака, предназначенная для мощей святой Екатерины.

Патриарх иерусалимский Досифей в 1691 году отправил письмо патриарху московскому, в этом письме излагалось его отрицательное мнение относительно повиновения ему полуострова Синай. Ученые, а также исследователи видят в этой цепочке событий не смену юрисдикции в церкви, а выделяют, как вариант желание синайских монахов найти спонсоров для обеспечения монастыря Святой Екатерины.

Монастырь святой Екатерины открыл свое подворье в середине XVIII века в Киеве и в 1860 году в дар от императора Александра II получил раку для хранения мощей святой Екатерины. Также император прислал в дар монастырю 9 колоколов для достроенной в 1871 голу колокольни, эти колокола звенят до сих пор перед литургией, и в праздничные дни.

Современное состояние

Монастырь святой Екатерины это центр православной церкви Синая, к которой относятся монастырские обители во многих городах, а именно в Египте 3 и вне его 14, в Греции 9, в Ливане 1, на Кипре 3, и в столице Турции 1.

Архиепископ Синайский является настоятелем монастыря. С VII века его посвящением занимается иерусалимский патриарх, когда в 640 году монастырь попал под его юрисдикцию. Это произошло из-за возникших разногласий после того как мусульмане завоевали Египет, что и привело к трудностям в отношении общения с патриархом константинопольским (по официальным данным независимость от константинопольского патриарха состоялась в 1575 году и подтвердилась только в 1782 году).

На данное время управляет церковными делами монастыря собрание монахов, в чью юрисдикцию входят вопросы, касающиеся политики, экономики и прочих сфер общественной деятельности. Совет отцов исполняют указы, которые исходят от Собрания. В Совет могут входить только четыре человека – это библиотекарь, заместитель, а также и помощник верховного архиепископа, церковный ключарь и эконом.

Монастырь до сих пор считается местом паломничества. Каждый день у всех верующих появляется шанс, чтобы поклониться мощам святой Екатерины. Монахи в память о паломничестве дарят всем кольцо из серебра, где изображено сердце со словами ΑΓΙΑ ΑΙΚΑΤΕΡΙΝΑ.

Монастырские строения

Базилика Преображения. Трехнефная базилика является одним из главных храмов монастыря, который посвящен Преображению. Исследователи относят данное строение к периоду, когда правил император Юстианин.

Здание самого храма отличается длинной и высотой, где колонны, а их всего 12, подпирают его стены с двух сторон по 6 колонн на каждую сторону в виде 12 месяцев. Мраморные плиты украшают пол храма, также ширину храма можно измерить 14 шагами, а его длина равна 19 шагам; его воздвигли во имя Христа Спасителя.

Ливанское дерево послужило материалом для дверей, они были сооружены во времена Крестовых походов, и которые теперь украшают вход в нартекс, а двери, которые ведут в главную часть базилики можно отнести к VI веку соответственно, можно сказать, что они ровесники. Каждая колонна, которая разделяет нефы базилики, хранит в себе мощи святых, которые помещены в специально приготовленные для этого углубления и закрыты пластинами из бронзы. Минейные иконы со времен XII века, количество которых равно количеству месяцев в году, находятся на самих колоннах. Резные деревянные кресла стоят вдоль этих колонн, в два ряда. Арки соединяют между собой колонны, а окна находятся поверх них. Ливанский кедр также стал основой при создании потолка базилики, где его венчают звезды, расписанные на синем фоне.

Конха апсиды базилики украшает мозаика, где изображено Преображение Господне и на данный момент она хорошо сохранилась. Эта мозаика была выполнена мастерами при дворе императора Юстиниана в начале VI века.

Данная мозаика украшена медальонами, которая содержит шестнадцать полуфигур, где изображены все пророки и апостолы. В середине в лазуревую мандорлу заключен монумент с фигурой Иисуса Христа, которая соединяет лучи исходящие от божественного света с другими фигурами пророков, а также трех учеников его вся эта композиция выполнена на золотом сияющем фоне. На выступе арки по сторонам мозаики есть два изображения, где на левой стороне изображен пророк Моисей, который стоит возле Неопалимой купины, и где на правой стороне мозаики показано как пророк Моисей получает Скрижали Завета на Синае. Купол базилики также украшают медальоны, где между двумя летящими ангелами Иоанна Крестителя и Богородицы есть изображение агнца.

Академик В. Н. Лазарев привел гипотезу того что в VII веке апсида была дополнена несколькими изображениями на мраморном покрытии алтарных столбов: «Жертвоприношение Иеффая», а также «Жертвоприношение Авраама». Живопись была выполнена с использованием техники энкаустики, и где присутствовал архаический стиль.

Вызывая восхищение у паломников, мозаика также упоминалась при описании монастыря:

«Оглядись и посмотри, как обширна конха, приглядись и увидишь собрание пророков стоящих на высоте. Ты заметишь, что в самом куполе изображен мерцающий сонм пророков вместе с апостолами, и который сияет золотом, и где в мозаике оно смешано с лазуриком пурпурного, красного и алого цветов. И где в центре находится Преображение, которое все почитают и чтут». Так Паисий Агиапостолит описал Святую гору и ее окрестности на Синае.

Американские реставраторы сумели очистить мозаику с изображением Преображения Господня от загрязнений в 1958 – 1965 гг. Резной деревянный иконостас XVII века закрывает центральный неф мозаики, тем самым мешает лицезреть открывающуюся картину и поэтому только на уровне алтаря возможно обозрение мозаики.

Мраморная рака, которая находится на алтаре, хранит мощи (десница и глава) святой Екатерины в серебряных ковчежцах.

Часовня Неопалимой купины. В месте, где по библейскому приданию Бог обращался к Моисею, построена была эта часовня, которая находится позади центральной части храма Преображения. По библейскому повествованию каждый, кто войдет в часовню, должен снять свою обувь. Это одно из древнейших монастырских строений, которое было упомянуто в конце IV века в рассказе, который повествует о Святых местах Востока паломницей Сильвией.

Внутри часовню украшают иконы посвященные Благовещению. Апсид часовни хранит мозаику X века, где изображен крест. А в середину Неопалимой купины помещена икона Богородицы, держащая на руках младенца Иисуса.

Престол в часовне расположился над корнями растущей купины, а не над мощами святых. И для этого в нескольких метрах от часовни был посажен куст купины, который растет до сих пор. Внутри часовни вы не увидите иконостаса, который скрывает алтарь от паломников, и в свою очередь верующие могут видеть то место, где росла Купина. Для этого в мраморной плите сделали отверстие и закрыли специальным щитом из серебра, где есть чеканное красивое изображение не только горящего куста купины, но и образы евангелистов, Преображения, Святой Екатерины, Распятия и Синайского монастыря. Греческая надпись на плите XIII века гласит: «Помяни, раба Твоего, Господи, благочестивого архиепископа Гавриила Орипсая святой горы на Синае в Святой Купине». Суббота день, когда в часовне совершают литургию.

Прочие постройки:

  • В северной части от храма Преображения находится колодец Моисея и по приданию Библии у этого колодца Моисей повстречал семерых дочерей священника мадиамского Рагуила. Этот колодец и по сегодняшний день обеспечивает монастырь водой.
  • В монастыре много часовен, а именно: Успения Пресвятой Богородицы, Святого Духа, Ионна Богослова, святого Антония, Георгия Победоносца, святого Стефана, севастийских мучеников, которых было пять, Иоанна Предтечи, критских мучеников их насчитывалось десять, пророка Моисея и святых апостолов, святых Вакха и Сергия. Они расположены внутри стен монастыря и всего десять из них соединяются в храме Преображения. 
  • В XI веке была выстроена трапезная, когда прежняя была переделана в мечеть. Данное помещение прошло реставрацию в 2005 году и сейчас выполняет свое прямое предназначение. Фрески, на которых изображено жертвоприношение Авраама, или сцена показывающая нам Второе пришествие (1573 год) Иисуса Христа, украшают собой стены в трапезной. В XIV веке как подарок монастырю с острова Закинф был привезен деревянный стол, который стоит в помещении трапезной. Резьба с изображением цветов и ангелов в сочетании со стилем рококо украшают стол. 
  • Рядом с часовней святого Тифона находится кладбище и Оссуарий, на этом кладбище всего семь могил. По истечению определенного срока из могилы извлекают останки костей для того, чтобы переместить их в оссуарий, поэтому их используют неоднократно. В оссуарии находится полный скелет принадлежащий отшельнику Стефану, который жил в VI веке и был, упомянут в «Лествице» преподобным Иоанном Лествичником. Мощи Стефана, одетые в монашеский наряд и которые находятся в застекленном киоте.

Сокровища монастыря

За все время своего существования монастырь не был ограблен и завоеван, поэтому его библиотека обладает исторической ценностью, находящихся внутри рукописей и уступает по своей значимости только Апостолической библиотеке, которая находится в Ватикане. Самые ценные манускрипты монастыря:

V век Сирийский кодекс, 717 год греческое Евангелие (это подарок от императора Византии Феодосия III) древнейшие тексты Библии в двенадцать листов, Синайский кодекс был вывезен в Россию из монастыря в 1859 году.

Всего монастырь хранит в общей сложности 3304 манускрипта и примерно 1700 свитков. По-гречески написаны две трети текстов, другие на арабском языке, грузинском, сирийском, армянском, эфиопском, коптском, а также на славянских языках. Также в монастыре есть 5000 книг, которые относятся к книгопечатанию первых десятилетий. Для сохранности всех экземпляров было решено в 2005 году построить специальное хранилище. Библиотека, кроме книг и манускриптов, хранит исторически важные документы, такие как грамоты, на которых стоят золотые и свинцовые печати патриархов императоров или султанов.

Главная ценность монастыря это иконы, которые имеют особую духовную и историческую ценность. Одни из самых древних и редких икон, которые были написаны восковыми красками в VI веке, находятся при монастыре всего их двенадцать. Одна часть, включая сиро-палестинские иконы, принадлежащие VIII—IX веку, относят к византийскому периоду. Греческие, грузинские, коптские, сирийские мастера изготовили эти иконы. Монастырь не пострадал от иконоборчества так как, начиная с VII века, не принадлежал Византийской империи. В коллекции мало работ делающих уклон на западноевропейское письмо, но есть иконы со времен Крестовых походов, в которых присутствуют стили как «западного латинства» так и «греческого византизма».

Интересные факты

Михай Кантакузино после того как совершил паломничество в церковь святой Екатерины и в 1695 году построил монастырь Синая у себя на родине.

По материалам Wikipedia