Памятники

Плафон зрительного зала

В плафоне зрительного зала широкая центральная плоскость покрыта рельефным геометрическим орнаментом, построенным на мотиве многолучевых звезд, весьма распространенном в национальной архитектуре, орнамент обрамлен кессонами строгого рисунка. В кессонах плафона в вестибюле введен мотив васа, интерпретацию которого следует приветствовать. Перила и барьеры решены по мотивам панджара (деревянных решеток).


Здание Облисполкома. Плафон зала.

Здание Облисполкома. Плафон зала.


Стены украшены резными панно, которые мало увязаны с общим решением стеновой поверхности. Капители колонн заключают стилизацию хлопка. Относительно последнего автор ошибается, думая, что вводит его в архитектуру впервые, — тема хлопчатника давно известна в орнаменте росписи потолков дома и квартальной мечети.

Решение интерьера в национальных формах является весьма интересной задачей. К числу работ С. Н. Полупанова относится оформление зала заседаний Верховного Совета УзССР (1940 г.). Архитектура в целом верно передает идею торжественности и монументальности, подобающих назначению зала. Полукруглое пространство обрамлено галереей на колоннах квадратного сечения, которым отвечают пилястры стены за трибунами президиума. Центральное поле кессонированного потолка, защищенное деревянной решеткой, дает верхний свет. В пилонах та же система хлопкового ордера, который мыслится, как национальный.

По существу, ордер остался классическим, но с привитыми к нему новыми деталями: место ионик занимает ряд стилизованных коробочек хлопка. Прием стилизации явно неудачен — круглый хлопок не связан органически с капителью. Хлопковые коробочки слишком схематизированы и, приняв шаровидную форму, потеряли всякое сходство с натурой. Композиция капители в целом также не удалась: соотношение частей безразличное, астрагал и поясок равны по ширине.

Антаблемент, кессонированный плафон — все взято из арсенала старых классических приемов и лишь подряжено слегка в национальные формы. В результате получается эклектика. Автор недостаточно последователен в поисках национального образа таких существенных элементов архитектуры, как колонна и антаблемент.

«Народные традиции архитектуры Узбекистана», В.Л.Воронина

Читайте далее:

По материалам Wikipedia