Плафон зрительного зала
В плафоне зрительного зала широкая центральная плоскость покрыта рельефным геометрическим орнаментом, построенным на мотиве многолучевых звезд, весьма распространенном в национальной архитектуре, орнамент обрамлен кессонами строгого рисунка. В кессонах плафона в вестибюле введен мотив васа, интерпретацию которого следует приветствовать. Перила и барьеры решены по мотивам панджара (деревянных решеток).
Здание Облисполкома. Плафон зала.
Стены украшены резными панно, которые мало увязаны с общим решением стеновой поверхности. Капители колонн заключают стилизацию хлопка. Относительно последнего автор ошибается, думая, что вводит его в архитектуру впервые, — тема хлопчатника давно известна в орнаменте росписи потолков дома и квартальной мечети.
Решение интерьера в национальных формах является весьма интересной задачей. К числу работ С. Н. Полупанова относится оформление зала заседаний Верховного Совета УзССР (1940 г.). Архитектура в целом верно передает идею торжественности и монументальности, подобающих назначению зала. Полукруглое пространство обрамлено галереей на колоннах квадратного сечения, которым отвечают пилястры стены за трибунами президиума. Центральное поле кессонированного потолка, защищенное деревянной решеткой, дает верхний свет. В пилонах та же система хлопкового ордера, который мыслится, как национальный.
По существу, ордер остался классическим, но с привитыми к нему новыми деталями: место ионик занимает ряд стилизованных коробочек хлопка. Прием стилизации явно неудачен — круглый хлопок не связан органически с капителью. Хлопковые коробочки слишком схематизированы и, приняв шаровидную форму, потеряли всякое сходство с натурой. Композиция капители в целом также не удалась: соотношение частей безразличное, астрагал и поясок равны по ширине.
Антаблемент, кессонированный плафон — все взято из арсенала старых классических приемов и лишь подряжено слегка в национальные формы. В результате получается эклектика. Автор недостаточно последователен в поисках национального образа таких существенных элементов архитектуры, как колонна и антаблемент.
«Народные традиции архитектуры Узбекистана», В.Л.Воронина
Читайте далее:- Освоение наследия
- Клубное строительство
- Двухзальный кинотеатр в Янги-Юле
- Термезский зал театра
- Вкомпоновка
- Простота и лаконичность
- Галерея бокового фасада театра
- Дух зодчества Средней Азии
- Государственный театр оперы и балета им. Навои в Ташкенте
- Строительство в сороковых годах
- Синтез творчества архитектора и народных мастеров
- Дом по набережной Анхор
- Чайхана на набережной Анхор в Ташкенте
- Искажение форм
- Начальный этап работы в национальных формах
- Национальная форма в архитектурной практике
- Переработка национальных форм
- Введение принципов классики в национальную по форме архитектуру