Переработка национальных форм
Далее, национальные формы не переносятся в строительство механически, но должны быть творчески переработаны. Но как следует понимать такую переработку, — как изменение до полной неузнаваемости? Этот вопрос опять-таки решается диалектически, в значительной мере в зависимости от конкретных условий.
Тут может идти речь о работе над формами главными и подчиненными, т. е. над общей композицией и деталями. Как видно из предыдущих примеров, первые перерабатываются неизбежно, а в некоторых случаях вообще пригодны лишь как самый общий принцип или даже совсем должны быть отвергнуты. Общественное сознание и культура узбекского народа поднялись на такую качественно новую ступень, что новые запросы не могут удовлетвориться прошлым; появились такие типы зданий, которые не имеют прецедентов в истории, и такие идеи, которые требуют новых средств выражения. Однако новые приемы и формы должны быть развитием национально-исторических форм на основе социалистических идей, при этом таким развитием, которое не искажает национальной специфики, сохраняет аромат национальных традиций.
Таким образом, механический перенос форм национального зодчества, некритическое повторение может быть охарактеризовано как голое реставраторство. С другой стороны, нельзя поощрять и стремления во что бы то ни стало видоизменить национальную форму, а иногда и подменить ее надуманным псевдонациональным мотивом. Национальные приемы и формы там, где они уместны, могут быть сохранены без корректив, особенно, как уже отмечено выше, детали и орнамент.
Словом, нужно не поверхностное подражание, а глубокое понимание, не механический перенос, а творческая переработка, не компиляция, а композиция, где на основе прошлого возникают новые, отвечающие социалистическим идеям формы. Сказанное в общем исчерпывает соображения, которые могут быть приведены по поводу освоения архитектурного наследства Узбекистана. Теория дает прогноз и общее направление в работе над проблемой, но никакие готовые рецепты не могут и не должны быть рекомендованы. Окончательно этот вопрос можно решить лишь на практике, за которой и остается последнее слово.
«Народные традиции архитектуры Узбекистана», В.Л.Воронина
Читайте далее:- Освоение наследия
- Клубное строительство
- Двухзальный кинотеатр в Янги-Юле
- Термезский зал театра
- Вкомпоновка
- Простота и лаконичность
- Галерея бокового фасада театра
- Дух зодчества Средней Азии
- Государственный театр оперы и балета им. Навои в Ташкенте
- Строительство в сороковых годах
- Синтез творчества архитектора и народных мастеров
- Дом по набережной Анхор
- Чайхана на набережной Анхор в Ташкенте
- Искажение форм
- Плафон зрительного зала
- Начальный этап работы в национальных формах
- Национальная форма в архитектурной практике
- Введение принципов классики в национальную по форме архитектуру