Памятники

Приемы декоративного искусства

Приемы декоративного искусства, резьба по ганчу и дереву, роспись желательны как в интерьере, так и в решении фасадной плоскости. Национальная архитектура Узбекистана представляет столь совершенные и бесконечно разнообразные образцы, такой широкий выбор, что неуместно преклоняться перед мотивами западных стилей. Народное искусство дает в распоряжение современного архитектора массу приемов рельефной резьбы по ганчу, штукатурную мозаику, роспись по ганчу и дереву, резьбу по дереву различных типов, наконец, прекрасную, высоко развитую культуру орнамента. Нужно приложить все старания, чтобы не дать умереть сложившейся веками школе этого искусства вместе со старыми мастерами, которые хранят его традиции.

Из вышесказанного ясно, что прежде всего следует класть в основу общие принципы национальной архитектуры, затем ее общие формы, наконец, употребление отдельных деталей. Но вместе с тем возникают и дальнейшие, весьма важные вопросы освоения архитектурного наследия. Прежде всего обязательно ли учитывать в проектировании все три указанных момента или можно делать отступления? Должна ли остаться какая-то связующая нить с культурой других народов или можно ограничиться рамками опыта узбекской нации? Где черта, отделяющая разумную творческую интерпретацию от эклектики?

Разумеется, понимание общих основ и ведущих принципов национального искусства является обязательным фундаментом при создании образа, национального по форме и социалистического по содержанию. Иначе получатся выхолащивание, поверхностность и в результате — механический перенос, пустая подражательность, формализм. Разумеется, очень важно воспринять не просто отдельные детали и внешнюю декорацию, а прежде всего принципы, общую форму — планировку, объем, композицию национальной архитектуры.

Но в данном случае не исключено, что новое содержание в корне противоречит исторически сложившимся типам и неизбежно получает новую форму; при этом подчиненные архитектурные формы (портик, лоджия, портал) должны быть привлечены и дать этим новым плану и объему национальную специфику. Поясним нашу мысль примером. Многоэтажная городская жилая застройка никак не может повторить полностью тип народного жилища, но может и должна отразить национальные архитектурные черты в виде ряда приемов решения фасада и интерьера: пространственность — лоджии, колонны, решетки; красочность — роспись, резьба, цветная штукатурка и т. д.

«Народные традиции архитектуры Узбекистана», В.Л.Воронина

Читайте далее:

По материалам Wikipedia