Памятники

Творческая интерпретация

Народное творчество синтезирует природу и архитектуру. Архитектура всегда гармонирует с окружающим пейзажем, органически вырастает из природных данных. Народной архитектуре чужда предвзятость. Строители не втискивают функцию в заранее надуманную форму, не подчиняют композицию рамкам абсолютной симметрии. План определяется требованиями жизненных удобств, которые умело согласованы с требованиями архитектуры. В плане и фасаде симметрия выступает предпочтительно в форме равновесия композиционных масс.

В области архитектурной детализации господствует принцип многообразия деталей при единстве целого. Это именно художественный принцип, а не кустарничество и не результат метода работы, допускавшего сотрудничество нескольких мастеров. Монотонность устраняется приданием каждой детали индивидуальных особенностей. Таким образом, момент разнообразия заложен в самых простых по форме сооружениях, из которых каждое дает бесконечную пищу для наблюдения, приковывая внимание. Во-вторых, композиция произведений народной архитектуры, в особенности композиция жилища, обогащает и расширяет кругозор советского архитектора. Из опыта прошлого архитектор почерпнет массу смелых идей, прекрасных и остроумных приемоз. Достойное применение в советской архитектуре найдут все стороны композиции жилища — приемы планировки, объемная и пространственная организация, решение фасада.

Творческая интерпретация не может быть затруднена тем обстоятельством, что народная архитектура представляет объекты в один или два этажа облегченной конструкции, тогда как для современной городской застройки характерны монументальные, многоэтажные сооружения. Это несоответствие не смутит архитектора, который не собирается рабски копировать формы. История архитектуры дает немало примеров, когда формы одноэтажных построек претворяются в архитектуре многоэтажных зданий; так, например, мотивы Возрождения, а затем классицизма варьируют и усложняют ордер, фронтон и другие элементы, которые в Греции были принадлежностью одноэтажного зодчества.

Народной архитектуре присуще искусство ансамбля. Ансамбль этот непринужденный, живописный и редко симметричный, включающий в себя почти непременно воду и зелень. Связь нескольких построек, на первый взгляд случайная, бывает так органична, что не допускает изъятия или перемещения какого-либо из элементов. Почти каждый из объектов народной архитектуры являет собой небольшой ансамбль: жилой дом — ансамбль, порой очень сложный, квартальная мечеть — ансамбль, зеленый оазис в системе среднеазиатского города с окруженным деревьями водоемом; миниатюрные ансамбли — мазары и мавзолеи; непременно представляются ансамблем, комплексом также медресе, караван-сараи и чайхана. В-третьих, многие формы и детали национальной архитектуры могут полноправно войти в нашу строительную практику.

«Народные традиции архитектуры Узбекистана», В.Л.Воронина

Читайте далее:

По материалам Wikipedia