Художетсвенная сторона вопроса
Но наибольшее значение имеет художественная, архитектурная сторона. С точки зрения организации и коммунального устройства многие черты исторически сложившегося типа жилья никак не отвечают современным санитарно-техническим требованиям. Весьма отрицательный результат получается при некритическом переносе в современную практику особенностей устройства национального типа жилища. Колхозники хотят иметь дома с теплым полом и печным отоплением.
Земляные полы, плохо защищенные проемы, отсутствие элементарного благоустройства теперь отходят в область прошлого. Зато стоит внимательно присмотреться к умелому использованию воды и зелени, к умению использовать каждый метр полезной площади без ущерба для художественного впечатления. Следует учесть установленный опытом выбор ориентации, связанный с различными природно-климатическими факторами, в том числе — силой и направлением ветров. Определенный смысл имеют форма и постановка айванов, зависящие также от направления ветров, задач освещения и вентиляции.
Так, например, узкий и высокий айван вдоль фасада укрывает проемы от солнечных лучей летом, зимой же защищает фасад от осадков, но не препятствует проникновению лучей низко стоящего солнца; высокие хивинские айваны служат респираторами, улавливающими и направляющими в комнату и в тесный двор дуновение северного ветра. Различные остроумные способы вентиляции, несомненно, полезны для использования, например, хивинские бодгир. С этой точки зрения любопытны и кашкадарьинские шипанг, обращенные к улице лоджии второго этажа с отверстием в тыльной стене, и вертикальные токи воздуха в комнатах.
В отношении конструкций узбекское народное жилище настолько элементарно, что современное строительное дело может заимствовать у него лишь отдельные моменты. Так, могут оказаться уместны в облегченном и сельском строительстве приемы бесфундаментной стройки, приемы пахсовой кладки, типы каркасов. Хорошую теплоизоляцию представляют земляные кровли. Надо сказать, что в областях с малым количеством осадков они вполне достаточны.
Тема использования указанных сторон узбекского жилища может составить предмет специальной работы. Мы же в данном случае ставим задачу выявить архитектурные качества жилища. Формы и детали узбекского жилого дома являются наиболее ценным материалом для использования в социалистическом строительстве. В квартальной мечети интересны только архитектурные черты.
Но они не менее ценны, чем формы жилого дома. Было бы непростительно отбросить стройные пространственные композиции, чудесные детали и декорацию, как колонна и росписи, на том основании, что они принадлежат зданию, связанному с культом. Что касается бань, они строятся и теперь прежними методами с введением некоторых усовершенствований в плане и техническом устройстве; этот тип здания обладает рядом достоинств: не требует завозных строительных материалов и оборудования, крайне нетребователен к роду топлива и возводится руками народных строителей-специалистов. Формы бань, точнее говоря, — решение внутреннего пространства, имеют более широкий смысл, не ограниченный рамками их утилитарного назначения.
Итак, перед нами почетная и не терпящая отлагательства задача: усвоить ценнейшее наследство народной архитектуры и претворить его в социалистической действительности, не растеряв ни одной полезной крупицы из накопленного веками. Но как решить эту задачу? Здесь легко стать на путь наименьшего сопротивления и воспринять только чисто внешние черты, если не осознать художественных приемов.
Что дает нам знание узбекской народной архитектуры, главным образом архитектуры жилища? Что можно почерпнуть в ее идеях, приемах, формах? В этом вопросе необходимо рассматривать в первую очередь основные принципы народного творчества, а не частности и не внешнюю оболочку. Ведь необходимое условие для создания подлинно художественного произведения — цельность идеи, проникающей весь замысел, от общей композиции вплоть до деталей. Метод подхода к творческому освоению может быть в общих чертах разделен на три основные ступени, следуя от общего к частному, от идей и принципов — к отдельным конкретным формам.
Во-первых, важно проследить основную направленность народной архитектуры, ее общие качества, ведущие принципы. Усвоить эти главные начала в современном проектировании не только важно, но и необходимо.
Произведениям народной архитектуры свойственно единство функции, конструкции и художественной формы. Они тектоничны — структура стен и покрытия определяют внешний и внутренний облик здания. Облик здания в целом диктуется содержанием, исходя из требований реальной жизни. Все формы взаимно обусловлены, всякая архитектурная деталь уместна и рациональна, имеет свое практическое назначение. Вот одна из причин того, что народное жилище дышит уютом и обаянием.
«Народные традиции архитектуры Узбекистана», В.Л.Воронина
Читайте далее:- Освоение наследия
- Клубное строительство
- Двухзальный кинотеатр в Янги-Юле
- Термезский зал театра
- Вкомпоновка
- Простота и лаконичность
- Галерея бокового фасада театра
- Дух зодчества Средней Азии
- Государственный театр оперы и балета им. Навои в Ташкенте
- Строительство в сороковых годах
- Синтез творчества архитектора и народных мастеров
- Дом по набережной Анхор
- Чайхана на набережной Анхор в Ташкенте
- Искажение форм
- Плафон зрительного зала
- Начальный этап работы в национальных формах
- Национальная форма в архитектурной практике
- Переработка национальных форм