Монументальное зодчество Средней Азии
Узбекская народная архитектура не только дает благодарный материал для творческой интерпретации, но получает особый смысл и значение для проектной практики.
«Народ — творец всех богатств искусства и культуры, он единственный и неиссякаемый источник ценностей духовных»
(М. Горький, Литературно-критические статьи, 1937, стр. 26).
Подлинным творцом культуры, и в частности искусства, является народ. Классическое искусство всегда было связано с народным творчеством. Гениальные русские поэты, писатели и композиторы — Пушкин, Гоголь, Чайковский, Глинка, Римский-Корсаков — создали величайшие произведения искусства именно потому, что черпали вдохновение в народном творчестве.
Огромное значение имеет для нас освоение истори-современным строительством также и некоторые архитектурно-конструктивные признаки. Формы жилища и близких ему объектов развивают тему архитрава, плоского балочного покрытия, которые составляют основу современной строительной техники (по крайней мере в сфере гражданских и общественных сооружений), в то время как монументальное зодчество зиждется на сводчато-купольной системе покрытий и отличается, кроме того, излишней грузностью стеновых массивов.
Народная архитектура дает большие возможности к использованию отдельных форм и принципов. В деталях жилища мы находим массу форм и приемов, которые могут быть введены в современную практику целиком или почти без изменений. Например, колонна, один из очень существенных архитектурных элементов в строительстве из жженого кирпича, связанная условиями материала, фигурирует как форма, не отделимая от стены, как декоративно-скульптурная деталь, утерявшая всякий конструктивный смысл; отсюда ограничение ее формальных возможностей, сухость и геометричность очертаний. Деревянная колонна жилища и квартальной мечети является почти непременной конструктивно-действенной деталью здания и выявляет удивительное богатство и разнообразие форм.
В монументальных памятниках отсутствует карниз, как таковой; между тем, в современных зданиях карниз обязателен, как функционально необходимая деталь. В архитектуре жилища и квартальной мечети выработались прекрасные формы карнизов на консолях, которые в принципе вполне совпадают с типами, получившими широкое распространение в современной строительной практике, особенно в жилом строительстве. Таким образом, народная архитектура близка нам как по своему содержанию, так и по ряду формальных признаков. В этом ее ценность для советской архитектурной практики.
История монументального зодчества Средней Азии дает прекрасные примеры ансамбля, как Шахи-Зинда в Самарканде, великолепные своеобразные образцы объемно-пространственных решений, как Чор-Бакр в Бухаре, замечательную по простоте и выразительности композицию центрического плана с центральным купольным залом в типе хонако Богауддина. Изумительны по замыслу даже такие произведения коммунального строительства, как рыночные купола — бухарские торговые здания — чарсу и тим XVI века; они представляют шедевр архитектуры внутреннего пространства и целую фантасмагорию купольных покрытий. Монументальное зодчество Средней Азии замечательно богато и многообразно по композиции.
«Народные традиции архитектуры Узбекистана», В.Л.Воронина
Читайте далее:- Освоение наследия
- Клубное строительство
- Двухзальный кинотеатр в Янги-Юле
- Термезский зал театра
- Вкомпоновка
- Простота и лаконичность
- Галерея бокового фасада театра
- Дух зодчества Средней Азии
- Государственный театр оперы и балета им. Навои в Ташкенте
- Строительство в сороковых годах
- Синтез творчества архитектора и народных мастеров
- Дом по набережной Анхор
- Чайхана на набережной Анхор в Ташкенте
- Искажение форм
- Плафон зрительного зала
- Начальный этап работы в национальных формах
- Национальная форма в архитектурной практике
- Переработка национальных форм