Памятники

Пейзаж, географические особенности

Проточная вода, или хауз, — характерная принадлежность чайханы. Деревянный помост с коврами, где пьют чай, переброшен над ручьем, каналом, вынесен над водой реки или же, напротив, арык пересекает крутую террасу чайханы, или глинобитная суфа огибает затененный густыми деревьями хауз. Веселое журчанье воды аккомпанирует неторопливой беседе, а прохлада ее смягчает солнечный зной; зелень, щелканье перепелок в клетках — вот обычная обстановка чайханы, столь располагающая к отдыху.

Окруженный густыми деревьями хауз квартальной мечети — зеленый оазис среди пыльных улиц и водный резерв на зимнее время. Замечательно используется также рельеф местности, особенно в горных селениях, где постройки врастают в горные склоны.

Надо отметить также, что идущие в постройку лёссовые материалы (гуаля, пахса, сырец) и штукатурки (глиносаманная, ганчевая) способствуют соответствию колорита зданий и окружающего пейзажа. При ярком солнце Средней Азии побелка фасада выглядит резко и фальшиво. Если встречаются в кишлаке одно-два выбеленных здания, они вносят крайне неприятный диссонанс и выглядят, как случайные заплаты на окружающем цельном архитектурном и природном фоне. В горах, где встречаются цветные глины, постройки селений получают соответствующий колорит и удивительно гармонируют с окружающей местностью.

Пейзаж, географические особенности имеют большое значение для развития национальных традиций. Природа участвует в формировании физического и духовного склада человека, в формировании его национальных черт. Мы любим природу нашей Родины и гордимся ею. Замечательно то, что хлопок — главное богатство республик Средней Азии — давно получил отражение в орнаментальном искусстве узбекского народа. Мы находим его в росписях потолков домов и мечетей уже в половине прошлого века (Ташкент, города Кашка-Дарьи).

Культовые сооружения народной архитектуры Средней Азии лишены той особой специфики, той печати культа, которой отмечены памятники монументального зодчества, — настолько они органически вытекают из образа жилища и не обособились от его форм. В квартальной мечети — те же айваны, большей частью балочное покрытие зала, те же деревянные колонны и приемы декорации: членение стен на зеркала, резьба по ганчу, реже роспись. Отсутствуют лишь характерные для дома нишки — ячейки. В ферганских домах даже свойственные интерьеру черты декора — ганчевые панно с расцветкой — простодушно и наивно вынесены на фасад. Некоторые черты архитектуры небольших квартальных мечетей могут быть полезны для социалистической архитектуры наряду с формами народного жилища.

«Народные традиции архитектуры Узбекистана», В.Л.Воронина

Читайте далее:

По материалам Wikipedia