Памятники

Архитектура жилища

В архитектуре жилища и близких ему сооружений народное творчество проявляет себя более непосредственно, их облик в целом и деталях отражает вкусы и потребности широких слоев населения; они — результат коллективного творчества, созданного веками и поколениями. Все устройство дома замечательно приспособлено к нуждам и удобству человека. Все части дома — закоулочки, лесенки, сени и антресоли — расположены целесообразно. На кровле отведены места для сна в летнее время, для зимы — комнаты фасадом на запад.

Ни один метр площади не пропадает даром, всякий предмет находит место, каждая деталь, будучи элементом архитектуры, имеет в то же время практическое назначение. Отсюда  и, пропорциональность, масштабность частей и целого. В этом глубокий реализм, рациональность и естественность. Но в то же время как самый облик жилища, так детали его и декорация исполнены фантазии, внушают жизнелюбие и бодрость; в убранстве жилища мастер не жалеет красок, чтобы сделать его веселым и приветливым. Стремление украсить свое жилище поистине трогательно. Даже там, где владелец имеет средств не более как на глиносаманную штукатурку дома, он разнообразит ее несложным узором, выведенным пальцами по сырому раствору, или снабжает скромной резьбой деревянные части дома.

Пространственность органически свойственна народному жилищу. В долгий теплый период года население стремится быть на воздухе, максимально раскрыть жилище и связать его с внешним пространством. Отсюда — айваны, обилие проемов со ставнями, сквозные решетки, полуоткрытые помещения. На этом отчасти основано и взаимоотношение архитектуры с природой.

Связь произведений народной архитектуры с природой исключительно глубока. Тут и стремление к открытому пространству, и большая любовь народов Средней Азии к родной природе и ее проявлениям. Во многих городах, например ферганских, сохранялся высокий процент земледельцев, связанных с природой уже в силу своего труда. Правда, в городском жилище, по условиям средневекового города с узкими пыльными и безводными улицами, элементы природного окружения перенесены в глубь участка. Но даже во дворах старой Бухары с ее солончаковым грунтом, безводием, и во дворах Хивы с ее беспримерной теснотой застройки культивировались хотя бы самые маленькие, захудалые, цветнички — гюльзор.

В других же городах — Самарканде, Ташкенте и особенно в городах Ферганы — при доме растут фруктовые деревья и виноградник (обычное, как и в архитектуре дома, сочетание приятного и красивого с полезным). Трельяж из виноградной лозы используется мастерски, образуя навесы и лоджии. Таким образом зеленые насаждения включаются в архитектурную композицию, сливаются с ней неразрывно.

«Народные традиции архитектуры Узбекистана», В.Л.Воронина

Читайте далее:

По материалам Wikipedia