Памятники

Период ориньяк-перигор

Период ориньяк-перигорНа протяжении периода ориньяк-перигор (30 000 — 25 000 лет до н.э.) выделяется доминирующая роль рисунка в формах, сочетающих контурное изображение животных с наиболее выразительными деталями их характеристики. Это момент наибольшего распространения палеолитического искусства — от самых восточных районов Сибири до Средиземноморья.

Замечательное эстетическое чувство, присущее доисторическому человеку, обнаруживает себя как в его художественных творениях, наскальных и мобильньк, так и в эволюции стилей, которые они претерпели, развиваясь от господствовавшего в эпоху палеолита натурализма в направлении стилизации и абстракции, свойственных неолиту. Фрагмент интерьера пещеры Ла Пилета (Малага, Испания), где абстрактные фигуры нарисованы при помощи простейших штрихов. 

В ориньякский период наиболее ранние изображения представляют собой силуэтные рисунки. Некоторые контуры выполнялись одним слитным штрихом при помощи пальца, скользившего по мягкой поверхности глины. Вначале штрихи располагались произвольно, потом — в определенном направлении, в результате образуя меандры либо круги. В одной из галерей пещеры Апь-тамира (Кантабрия, Испания) можно видеть совокупность очень длинных линий — они достигают шести метров, — еще не складывающихся в какие-либо определенные формы. Остатки таких оттиснутых изображений сохранились во многих пещерах, среди которых можно назвать Гаргас (Французские Пиренеи), Пеш-Мерль (Лот, Франция), а также Ла Пилета (Малага, Испания). Ориньякский человек, должно быть, подметил легкость скольжения руки по податливой глине, из чего вытекала возможность, поставив конкретную цель, повторять эти движения до тех пор, пока не получался узнаваемый силуэт: так возникали первые, контурные изображения животных. Один из самых показательных памятников этого типа находится в Зале Иероглифов пещеры Пеш-Мерль, где сохранилось изображение северного оленя огромных размеров. Художник, изображая его, пренебрег некоторыми подробностями, сделав более лаконичными контуры тела с головой, над которой вздымаются огромные, сравнимые по длине с туловищем, рога. Поверх изображения тянутся вертикальные борозды, группирующиеся в густые скопления линий.

 
 

Читайте далее:

По материалам Wikipedia