Памятники

Глина, ставшая искусством: гончарное ремесло

Главная / Архитектурное искусcтво / Первобытное искусство / Глина, ставшая искусством: гончарное ремесло

Глина, ставшая искусством: гончарное ремеслоОдним из важнейших технических изобретений неолита стала керамика. С глубокой древности у людей были емкости из камня, но сосудов в полном смысле слова, которые можно было наполнять жидкостью и хранить, до этого времени не существовало.

Выбор глины в качестве материала и ее использование для изготовления керамики наверняка, как это бывало с другими великими изобретениями человечества, были делом случая. Керамика очень быстро вошла в обиход всех неолитических культур, а позже послужила исследователям для различения этапов их развития, поскольку мода влияла на ее украшение (тиснение, процарапывание, лепнина, роспись), на форму и количество ручек, и даже на форму самого сосуда.

Предшественники керамики

Первые сосуды, в соответствии с древнейшей ремесленной традицией, изготовлялись из камня. Речь идет не о неуклюжих емкостях, а о старательно выполненных изделиях, тщательно отполированных, сделанных из твердого или полутвердого материала, к примеру, алебастра, мрамора, вулканического камня, стенки которых порой были невероятно тонкими, что особенно удивляет, если вспомнить, что способ изготовления таких сосудов состоял в удалении внутренней части каменного блока трением с помощью абразивного камня или мокрого песка. Первая фаза неолита, когда использовались каменные сосуды, но еще не было керамики, носит название докерамического неолита.

Ранняя керамика

Первые керамические сосуды изготовлялись из глины без применения гончарного круга и имитировали формы кожаных мехов, тыквенных калебасов или корзин, послуживших образцами для первых декоративных узоров. На этом этапе появились и мотивы геометрического орнамента, такие, как зубчатые, гребенчатые узоры, зигзаги, линии и т.п., сочетавшиеся со схематическими рисунками, ведущими происхождение от зооморфных изображений. Для тиснения глиняной поверхности прибегали к самым различным приемам, используя морские раковины (кардиальная керамика), шпатели или колющие предметы. Другая техника состояла в выемке мягкой глины и инкрустации другого материала (например, белой пасты), и таким путем создавался впечатляющий декоративный цветовой эффект.

Параллельно с культурой мегалитов развивался своеобразный тип керамики, получившей название кол столообразной. Б эпоху достаточно развитого неолита колоколообразная керамика распространилась по всей Европе. Сосуд колоколообразной формы, найденный в Асуэрос (Кордова, Испания), геометрический орнамент на котором выполнен методом процарапывания и последующего заполнения углублений белой пастой. 

Первые сосуды были гладкими или украшались очень сдержанным декором, главным образом, линейным узором, к которому позже, с VI тысячелетия до нэ., добавляется роспись. В Балканском регионе ощутимо влияние восточной традиции с типичным для нее геометрическим монохромными мотивами на красном или белом фоне. Еще один путь распространения неолитических традиций шел по Дунаю. Следуя течению этой реки, традиция неолита проникает в центр Европы, доходя до Эльзаса и Бельгии: это ленточная керамика с процарапанным узором в виде очень простых завитков, которые позже, в ходе развития, приняли прямолинейную форму.

Типичная для Западной Европы керамика производится с середины III тысячелетия до н.э. на крайнем европейском юге (Испания, Франция и Италия); она украшается процарапанным узором в виде регулярного орнамента, выполненного по мягкой глине. Такая керамика называется колоколообразной и соотносится с культурой мегалитов. С середины III тысячелетия до нэ., когда население Европейского ареала пребывает на пороге истории, возникают первые земледельческие державы в долинах Нила, Тигра и Евфрата. Это период наивысшего расцвета культур Ближнего Востока, Междуречья, а также Восточного Средиземноморья.

Читайте далее:

По материалам Wikipedia