Техника исполнения: краски, резьба и рельеф
Техника исполнения наскальной живописи и большинства мелких произведений искусства не отличается разнообразием.
Прежде всего — краски. Используя природные красители, извлеченные из почвы или глины, и их закрепители, такие, как кровь или жир животных, авторам удалось добиться достаточно широкого цветового спектра, несмотря на то, что они никогда не использовали синие и зеленые цвета. Их цветовая гамма включает в себя коричневые, желтые, красные, черные тона. Особенно бросается в глаза обилие белой краски.
Хотя человек четвертичного периода набрал именно рисование в качестве наиболее подходящего способа изображения всего обилия окружавшей его фауны на стенах пещер, он не отвергал использования других способов изобразительного искусства, таких, как резьба и скульптура, в которых объемные формы не играют такой роли. Изображение четвероногого животного, найденное в пещере Ле-Рок-де-Серс и хранящееся в Музее древностей в Сен-Жермен-эн-Лэ (Париж), красноречиво это подтверждает. В этой пещере были найдены достойные внимания скульптуры бодающихся серн, являющиеся частью широкого фриза.
Нанесение краски производилось более или менее обработанной кистью или методом разбрызгивания краски по поверхности. В качестве основы использовались скальные стены, которые предварительно покрывались слоем закрепляющего вещества. Применялись также тампоны, смоченные в красящем веществе.
Кроме того, широко использовалась резьба. Чаще всего она встречается на небольших изделиях, а на наскальных изображениях ее можно видеть, как правило, близ выхода из пещер.
Иногда резьба использовалась на рисованных изображениях для акцентирования некоторых деталей. Наиболее широкие углубления делались с помощью долота. Линии резьбы зачастую настолько тонки, что их можно увидеть только при ярком освещении. В других случаях это достаточно мощные и глубокие борозды. Можно также встретить ряд углублений, сделанных пальцами во влажной земле или глине.
- Значение искусства эпохи палеолита
- Период солютре
- Анализ наскального искусства: его распределение и основа
- Период мадлен
- Рельефная резьба
- Средний мадлен
- Изображение животных
- Пещера Алътамира, или вершина мадленского искусства
- Знаки, или абстрактные формы изображения
- Мадлен
- Фигура человека
- Мобильное искусство
- Рельефные человеческие изображения: Венера Лоссельская
- От палеолита к неолиту
- Цветные отпечатки рук: позитивный и негативный варианты
- Изменение художественных ориентиров
- Лобковые треугольники
- Левантийское искусство: стилизованный динамизм