Наложенные изображения
Пещеры, на стенах которых встречается живопись, не были предназначены для повседневной жизни. Сплошь и рядом изображения располагаются в труднодоступных местах, игравших роль святилищ. Обычно это самые темные и наиболее укромные зоны. Именно здесь обычно и находят наложенные одно на другое изображения. Прием этот обязан своим появлением представлению, что существуют места, отмеченные, по сравнению с прочими, особой магической силой; это побуждало людей к их повторному использованию.
Как правило, больше всего изображений и наилучшие их образцы, составленные из различных фигур, покрывающих стены пещеры, расположены в их самых углубленных и затемненных зонах. Возможно, для доисторического человека эти места были отмечены неким особым значением, поскольку их регулярно посещали, но никогда здесь не жили. Две пятнистые лошади, изображенные одна поверх другой и отмеченные отпечатками ладоней — изображения, найденные в пещере Пеш-Мерль.
В пещере Фонт-де-Гом (Дордонь, Франция) сохранились исполненные в технике рельефа и раскрашенные фигуры животных, датируемые различными периодами от ориньяка до мадлена. Вблизи этой стоянки, в пещере Ла Мут, существует скопление наложенных фигур, линий и борозд, переплетающихся столь сложно, что чрезвычайно трудно с достаточной ясностью выделить отдельные силуэты. В пещере Труа Фрер наслоения изображений бизонов, северных оленей, кошачьих хищников, лошадей и антропоморфных фигур убедительно свидетельствует об усилиях разных поколений художников. Многочисленные наложенные фигуры в пещере Ласко легко различимы благодаря разнице размеров. Так, стадо оленей периода ориньяк-перигор выделяется на фоне огромных силуэтов быков.
Читайте далее:- Рельефные человеческие изображения: Венера Лоссельская
- Изменение художественных ориентиров
- Цветные отпечатки рук: позитивный и негативный варианты
- Левантийское искусство: стилизованный динамизм
- Лобковые треугольники
- Техника, тематика и интерпретация
- Фигуры смешанного типа
- Техника, тематика и интерпретация
- Прозрачные изображения
- Росписи Тассили
- Искусство эпохи палеолита
- Эволюция и хронология наскального искусства
- Доисторические сооружения
- На заре зарождения искусства
- Период ориньяк-перигор
- Распространение культуры мегалитов
- Открытие первобытного искусства: проблема его аутентичности
- Сочетание изображений животных