Распространение культуры мегалитов
Эти новые представления выразились в сооружении мегалитов. Это был способ выразить первые религиозные верования, запечатлеть идею вечного возрождения. Менгиры были посредниками между человеком и могущественными силами космоса. Это были рассчитанные на постоянное существование символические элементы, возведенные человеком с целью выразить идею вечности. Большинство сохранившихся отдельно стоящих менгиров имеют высоту от трех до шести метров. Существуют и ансамбли менгиров, вытянутых в параллельные ряды, как сооружения в Карнаке (Франция); такая расстановка свидетельствует о существовании продуманного плана. Возможно, эти ряды менгиров ведут к культовому месту.
Интерьер погребальной камеры пещеры Эль Роиераль в Антекере (Малага, Испания), датируемой временем около 2000 г. до н.э. На протяжении неолита во многих областях Западной Европы возводились такие мощные сооружения из камня, продолговатые в плане и более или менее определенной формы, которые некогда называли могилами великанов за их огромные размеры. Вокруг этих каменных построек и их строителей слагались многочисленные легенды, и относительно их происхождения и назначения выдвигались самые причудливые предположения.
Одно из первых в Европе святилищ находится в местности Стоунхедж (Великобритания) и относится ко II тысячелетию до н.э. Речь идет о колоссальном ансамбле расставленных по кругу камней, перекрытых каменными же балками, подковообразном в плане, с алтарем в центре. Все сооружение ориентировано на точку восхода Солнца в день летнего солнцестояния, когда лучи его света заливают алтарь. Символическая связь со светилом, по-видимому, должна была выражать идею возрождения жизни благодаря теплу светила, порождающему жизнь. Каменные структуры расставлены в строгом порядке с соблюдением норм регулярности и симметрии.
В то же время возникают новые представления о смерти и связанные с ними погребальные ритуалы, требующие сооружения настоящих гробниц, называемых дольменами. Речь идет о коллективных погребениях, над которыми вертикально укреплялись два монолита, перекрытые горизонтальной плитой и засыпанные землей. На юге Иберийского полуострова имеются многочисленные погребения такого типа, что позволяет проследить их эволюцию и выстроить типологию. Особое внимание обращает на себя памятник в пещере Эль Ромерапь в Антекере (Малага, Испания), один из самых монументальных среди известных мегалитических сооружений, погребальная камера которого уходит на глубину 25 м. Эти грандиозные сооружения из камня приобретают со временем все более определенные очертания, превращаясь, наконец, в постройки, где входу в просторную погребальную камеру предшествует узкий, как правило, коридор, ведущий в просторное помещение, обычно круглой формы и перекрытое ложным сводом, получаемым путем сближения рядов кладки, как это можно видеть в пещере Эль Ромерапь. Такие сооружения на несколько тысяч лет старше микенских колоссов. Влияние культуры мегалитов постепенно продвигается на запад и север Европы включая Великобританию, Ирландию и Бретань. В это самое время зона Восточного Средиземноморья, омываемая водами Эгейского моря, вступает в эпоху величайшего расцвета, основой которого послужило развитие торговли.
Читайте далее:- Значение искусства эпохи палеолита
- Наскальная живопись пещеры Ласко
- Анализ наскального искусства: его распределение и основа
- Период солютре
- Техника исполнения: краски, резьба и рельеф
- Период мадлен
- Рельефная резьба
- Средний мадлен
- Изображение животных
- Пещера Алътамира, или вершина мадленского искусства
- Знаки, или абстрактные формы изображения
- Мадлен
- Фигура человека
- Мобильное искусство
- Рельефные человеческие изображения: Венера Лоссельская
- От палеолита к неолиту
- Цветные отпечатки рук: позитивный и негативный варианты
- Изменение художественных ориентиров