Эволюция и хронология наскального искусства
В Верхнем палеолите, около 30 000 лет до н.э., Homo sapiens, прямой предшественник современного человека, решительно перешагнул порог предыстории и вскорости осуществил серию блестящих открытий как технического, так и художественного (искусство наскальное и мобильное) и духовно-культурного (погребальные ритуалы) свойства. Доисторическое искусство — безусловно, трудно поддающееся пониманию и адекватной оценке с современной точки зрения — тем не менее свидетельствует не только о совершенной артистической свободе, но и о наличии развитого эстетического чувства. Отсюда и сомнения, выраженные по поводу открытия первых образцов наскального искусства, и обвинения его открывателей в фальсификации. Судя по всему, людям конца XIX в. трудно было представить себе, чтобы доисторический человек мог оказаться творцом столь совершенных произведений искусства.
Чтобы облегчить читателю понимание эволюции палеолитического искусства, мы в нашем обзоре последовательно рассмотрим три больших периода, на которые делят обычно верхний палеолит, не углубляясь в подробную хронологию.
Читайте далее:- Рельефная резьба
- Пещера Алътамира, или вершина мадленского искусства
- Изображение животных
- Мадлен
- Знаки, или абстрактные формы изображения
- Мобильное искусство
- Фигура человека
- От палеолита к неолиту
- Рельефные человеческие изображения: Венера Лоссельская
- Изменение художественных ориентиров
- Цветные отпечатки рук: позитивный и негативный варианты
- Левантийское искусство: стилизованный динамизм
- Лобковые треугольники
- Техника, тематика и интерпретация
- Фигуры смешанного типа
- Техника, тематика и интерпретация
- Прозрачные изображения
- Росписи Тассили