Сочетание изображений животных
Сочетание изображений животных и линейных штрихов — типичное явление, как это видно на примере изображения в одной из галерей пещеры Альтамира (Кантабрия, Испания), где голова самки оленя пересечена многочисленными извилистыми линиями, наложенными друг на друга. Неизвестно, имеют ли они некое магическое значение, или речь идет о предварительных набросках по сырой глине.
В некоторых случаях свежая глина со стен пещер сама служит материалом для живописи. В пещере Ла Бом-Ла-тронь (юг Франции) находятся нарисованные при помощи этого материала изображения слонов в сочетании с извилистыми линиями. Позднее появляются контуры целиком в технике рельефа, исполненного пока еще грубо и неуклюже. Примером может служить изображение какого-то непонятного животного в Белькоре (Дордонь, Франция), высеченное грубыми, глубокими бороздами на известняковой поверхности. Этот период продолжается и логически завершается периодом перигор, для которого типично подчеркивание наиболее характерных особенностей изображаемых фигур. Его отличительная особенность — использование так называемой «развернутой» перспективы. Яркий пример — стоянка Пеш-Мерль, где можно видеть силуэт быка, чьи рога образуют почти завершенную окружность. Таким образом, их форма оказывается выявленной предельно четко: так, что оба рога видны целиком и полностью. Другой подобный пример можно видеть в пещере Ла Мут (Дордонь, Франция), это маленький рельеф, изображающий бизона и исполненный чрезвычайно точными штрихами, в котором воспроизводится та же схема с развернутыми в профиль телом и головой и фронтально воспроизведенными рогами и глазом. Еще один пример, дающий несколько иной вариант изображения рогов, можно видеть в пещере Ла Клотильда (Кан-табрия, Испания). Речь идет о нарисованном на глинистой поверхности быке или бизоне, рога которого показаны фронтально и одновременно в проекции по углом в 45°. Такой способ изображения известен как «косоугольная» или «полуразвернутая» перспектива. Это часто употребляющийся выразительный прием, впоследствии широко распространенный и известный по таким знаменитым памятникам, как пещеры Пеш-Мерль и Ласко.
На этом же этапе начинается использование цвета, служащего для получения красочных отпечатков ладоней, а также тех жирных точек, что отпечатывались на камне штемпельным методом. В пещере Гаргас сохранились красные отпечатки рук, считающиеся одним из древнейших памятников палеолитического искусства. В святилище Ле Комбель в глубине галереи Пеш-Мерль различимы красные точки, нанесенные внутри и вне контуров животных. К технике штемпелевки прибегали u позднее, целиком заполняя таким способом силуэты фигур, как это сделано внутри красного контура самки оленя на стоянке Ковапанас (Кантабрия, Испания).
Деталь росписи главного зала пещеры Ласко в Монтиньяке (Дордонь, Франция), на которой — группа оленей с ветвистыми рогами, подчеркнуто выделенными благодаря «полуразвернутой» перспективе, дающей псевдофронтальное изображение не только этой части тела животного, но и его ног. Такая перспектива позволяет усилить визуальный реализм, типичный для художественного творчества периода ориньяк-перигор.
- Цветные отпечатки рук: позитивный и негативный варианты
- Левантийское искусство: стилизованный динамизм
- Лобковые треугольники
- Техника, тематика и интерпретация
- Фигуры смешанного типа
- Техника, тематика и интерпретация
- Прозрачные изображения
- Росписи Тассили
- Искусство эпохи палеолита
- Наложенные изображения
- Доисторические сооружения
- На заре зарождения искусства
- Эволюция и хронология наскального искусства
- Распространение культуры мегалитов
- Открытие первобытного искусства: проблема его аутентичности
- Период ориньяк-перигор
- Неолитическая скульптура и рельеф
- Палеолит