Открытие первобытного искусства: проблема его аутентичности
Первобытное искусство было открыто недавно, в XIX в. С его открытием возникла история первобытного искусства как раздел науки.
Знакомясь сегодня с произведениями искусства эпохи палеолита, человек испытывает большее или меньшее восхищение, однако не подвергает сомнению их древний возраст и их подлинность. Но так было не всегда. Первая находка наскальной живописи (1879 г., пещера Аль-тамира, Кантабрия, Испания) была подвергнута сомнениям, а открывший ее был объявлен фальсификатором. Часть статуэток считалась современными подделками.
Найденные образцы считались подделкой потому, что некоторые специалисты не могли допустить и мысли о том, что первобытный человек мог обладать техникой или способностями, которые бы позволили ему создавать подобные шедевры. Они ссылались на то, что в ту далекую эпоху в пещерах было невозможно заниматься рисованием из-за отсутствия «современных» систем освещения и что вообще изображения, резьба и изваяния исполнены слишком хорошо для той эпохи. Естественно, если сомнению подвергалась даже сама возможность одновременного существования мамонта и человека, то разве можно было допустить, что древний человек, современник мамонта, мог быть автором рисунков или статуэток, выполненных с таким мастерством? Последующие находки в пещерах, те, что в течение тысячелетий оставались «запечатанными» в результате обвалов или находились в районах, недоступных для археологов, опровергли подобные утверждения и заставили признать древность и аутентичность произведений искусства первобытного человека.
Фрагмент картины в основном помещении пещеры в Сантимаминье (Бискайя, Испания). До начала XX в. мировая научная общественность отказывалась признать способности первобытного человека к рисованию и приписывала наскальное искусство современным специалистам или народам не столь отдаленного прошлого. Однако археологические изыскания, проводившиеся на научной основе, смогли выявить различие стилей исполнения и тем самым подтвердили аутентичность палеолитического искусства.
Читайте далее:- Цветные отпечатки рук: позитивный и негативный варианты
- Изменение художественных ориентиров
- Лобковые треугольники
- Левантийское искусство: стилизованный динамизм
- Фигуры смешанного типа
- Техника, тематика и интерпретация
- Прозрачные изображения
- Техника, тематика и интерпретация
- Наложенные изображения
- Росписи Тассили
- Искусство эпохи палеолита
- Эволюция и хронология наскального искусства
- Доисторические сооружения
- На заре зарождения искусства
- Период ориньяк-перигор
- Распространение культуры мегалитов
- Палеолит
- Сочетание изображений животных