Анализ наскального искусства: его распределение и основа
При анализе произведений наскального искусства следует обратить внимание на некоторые его основные аспекты, такие, как место, где находится изображение, основа, на которой оно было создано, а также формы, в которых распределяются или группируются указанные рисунки. В этом отношении весьма многозначительными являются слова Леруа-Гурана: «В течение долгого времени никто не пытался прочесть наскальные изображения. Специалисты ограничивались идентификацией изображенных животных и размышлениями относительно охотничьей магии первобытного человека.
В то же время необходимо раскрыть, что хотел сказать автор изображением той или иной группы животных. Как правило, начинать это следует с подробного изучения изображенных фигур (животные, люди, знаки), обращая одновременно внимание на положение рисунка в пещере и на положение в нем каждой фигуры. Важно проверить и понять значение расстояния между изображенными фигурами и их положения относительно друг друга, а также относительно общего фона. Крайне важно найти связь между изображениями и общим фоном».
Пещера Альтамира, находящаяся в Сан-тшгьянаделъ-Мар (Кантабрия, Испания), известна с 1868 г. как местонахождение предметов первобытной эпохи. Однако только через десять лет Марселино Сане де Сау-туола случайно открыл находящиеся в ней великолепные наскальные рисунки, квалифицированные им как «сикстинская капелла наскального искусства».
Речь идет о великолепной композиции с изображениями бизонов, быков, лошадей, кабанов, оленей и горных козлов. Эти рисунки, относящиеся к «магда-льенскому» периоду (15 000-10 000 годы до Р.Х.) и сделанные в описательной манере, отличаются реалистичностью изображения, чистотой линий и в большинстве случаев обилием красок, достигнутым благодаря применению натуральных красителей, таких, как охра, марганец, каолин, лимониты или гематиты, и смешанных с водой или животным жиром закрепителей красок.
Пропорции, в которых первобытный художник изображал или вырезал различных зверей, в каждой пещере различны. Горные козы, к примеру, мало представлены в пещере Альтамира. Слева — частично вырезанное изображение горной козы из имеющихся в упомянутой пещере.
Два бизона, нарисованных на стене -большого зала» пещеры Альтамира. Эти рисунки свидетельствуют о мастерстве автора в управлении цветом. Умелое использование различных оттенков красной краски позволило автору передать ощущение объемности и динамизм, в то время как профиль, четко прорисованный черными штрихами, придает рисунку ощущение подлинного реализма.
- Рельефная резьба
- Средний мадлен
- Изображение животных
- Пещера Алътамира, или вершина мадленского искусства
- Знаки, или абстрактные формы изображения
- Мадлен
- Фигура человека
- Мобильное искусство
- Рельефные человеческие изображения: Венера Лоссельская
- От палеолита к неолиту
- Цветные отпечатки рук: позитивный и негативный варианты
- Изменение художественных ориентиров
- Лобковые треугольники
- Левантийское искусство: стилизованный динамизм
- Фигуры смешанного типа
- Техника, тематика и интерпретация
- Прозрачные изображения
- Техника, тематика и интерпретация