Период солютре
Солютре (25 000 — 15 000 лет до н.э.) — период господства высокого рельефа, исполненного в технике углубления окружающей поверхности. Рельефы никогда не отделяются полностью от скальной опоры и, таким образом, не обретают полноценной трехмерности круглой скульптуры. Для их выполнения используются естественные выступы скалы и убираются их части, окружающие будущий силуэт животного. Другими словами, очертания тела животного, которые следует выявить, уже как бы заключены в естественных выпуклостях скалы. При этом светотеневые эффекты способствуют тому, что изображение как бы отделяется от стены.
Б пещере Ле Тук д’Одубер (Арьеж, Франция) находится изображение пары бизонов, самца и самки, в момент спаривания, моделированных на поверхности глиняного пласта. Глубина этого горельефа такова, что фигуры кажутся настоящими круглыми скульптурами; но это не так, поскольку они остались прикреплены к верхним пластам породы, образующей пещеру, перемычками из глинистого материала, служащими поддержкой. Реалистически запечатленная пара бизоиов вместе с третьим, размещенным в этом же укрытии, — уникальные примеры использования подобной техники, получившей развитие в мадленский период. Этот последний этап палеолита считают моментом высшего расцвета наскального искусства.
В солютрейский период происходит улучшение качества каменных орудий. Именно тогда появляются те из них, которые дают возможность выявлять объемы рельефов и подчеркивать детали.
Первые произведения искусства, относящиеся к этому периоду, найдены во Франции. Это массивные каменные изваяния коров на стоянке Ле Фурне дю Дьябль, в долине Бом, недалеко от Дордони. Среди прочих выделяется изображение стельной коровы с подчеркнутой моделировкой задних конечностей и самой выпуклой части брюха. Проработкой поверхности акцентированы зоны света и тени, что придает фигуре индивидуальный характер.
- Изображение животных
- Мадлен
- Знаки, или абстрактные формы изображения
- Мобильное искусство
- Фигура человека
- От палеолита к неолиту
- Рельефные человеческие изображения: Венера Лоссельская
- Изменение художественных ориентиров
- Цветные отпечатки рук: позитивный и негативный варианты
- Левантийское искусство: стилизованный динамизм
- Лобковые треугольники
- Техника, тематика и интерпретация
- Фигуры смешанного типа
- Техника, тематика и интерпретация
- Прозрачные изображения
- Росписи Тассили
- Искусство эпохи палеолита
- Наложенные изображения