Памятники

На заре зарождения искусства

На заре зарождения искусстваЕсли погребальный ритуал частично выражает и отражает эстетические воззрения «Homo sapiens», то образы его искусства дополняют культурный и духовно-религиозный облик тех далеких предков современного человека. Немало чернил израсходовано на описание наскального искусства эпохи верхнего палеолита, прежде всего в том, что касается его значения и его истолкований, с обилием мнений весьма различных, а иногда и прямо противоположных.

Андре Леруа-Гуран в своей книге «Первые художники Европы. Введение в наскальное искусство» приводит следующее наблюдение: «Наскальные изображения в пещерах имеют одну исключительную особенность. Они сохраняются там, где их создал автор, зачастую в весьма благоприятных, а иногда и прямо в идеальных условиях для их сохранности. Вырезанные, изваянные или нарисованные фигуры несут в себе, несомненно, определенный смысл, даже когда изображены в кажущемся беспорядке. Даже поверхностное обозрение многих комплексов указанных изображений наводит на мысль о том, что при определенной правильной постановке соответствующих вопросов можно найти четкий и ясный ответ относительно значения этих комплексов.

Эти размышления верны в отношении фигур животных. То же самое можно сказать и о знаках, которые присутствуют в более или менее развернутом виде и в различных количествах почти во всех пещерах с наскальными изображениями в более или менее развитой форме и в разных количествах. Некоторые «комплексы» знаков, такие, к примеру, как в Ласко, Ку-няке, Эль Кастильо и Ла-Паласьеге имеют все признаки того, что их авторы пытались с их помощью что-то сообщить».

 

Читайте далее:

По материалам Wikipedia