Значение искусства эпохи палеолита
Было отмечено, что наскальная живопись эпохи Верхнего палеолита соответствует тотемическим верованиям первобытного человека и что изображенные животные представляли собой тотем, защитник определенной группы людей. Полагают, что их авторы, изображая воспроизведение и обилие животных, совершали некий ритуал «плодородия». Существует также предположение, что это — симпатическая магия, внушающая охотнику надежду на то, что он поразит зверя, которого изображает, и что таким образом он в определенной мере его уже «поразил». По другой версии, речь идет о теории символизма, согласно которой нарисованные животные олицетворяют собой женское или мужское начало в зависимости от того, какое животное изображено. Короче, можно сказать, что количество мнений почти равно количеству исследователей указанной темы.
Согласно последним теориям относительно символов первобытного искусства, изображения животных, человека, а также знаков, представляют собой комплекс двойственного характера, со своими противоречиями и дополнениями, который в упрощенной форме демонстрирует разделение по признакам пола. На иллюстрации — фрагмент изображения мамонта в пещере Кабреретс де Пеш-Мерль (Ло, Франция), млекопитающего, чьи символы, так же, как и символы бизона, были расценены как принадлежащие к женской категории.
Несомненно одно — наскальная живопись играла определенную религиозную роль. Изображения находятся в наиболее отдаленных уголках пещер, где люди, как правило, не жили, а также на потолке, в отдаленных закоулках и труднодоступных нишах. Все это позволяет сделать вывод о том, что это были своего рода «галереи искусств» в современном значении этого термина. Все исследователи едины во мнении о том, что пещеры с наскальными изображениями являлись святилищами, хотя никто не может объяснить, зачем и почему были созданы эти настоящие шедевры, именно на них бросается в глаза тщательное соблюдение на рисунке мельчайших деталей изображаемой модели.
Все исследователи единодушно подразделяют искусство эпохи Верхнего палеолита на две основные категории: первая, объединяющая изображения на стенах, потолках и полу пещер, — наскальное искусство, — и вторая, к которой относятся небольшие изделя из камня, кости, рога, слоновой кости — искусство мелких изделий, или «мобильное» искусство.
- На заре зарождения искусства
- Период ориньяк-перигор
- Распространение культуры мегалитов
- Открытие первобытного искусства: проблема его аутентичности
- Сочетание изображений животных
- Неолитическая скульптура и рельеф
- Палеолит
- Наскальная живопись пещеры Ласко
- Глина, ставшая искусством: гончарное ремесло
- Анализ наскального искусства: его распределение и основа
- Период солютре
- Техника исполнения: краски, резьба и рельеф
- Период мадлен
- Рельефная резьба
- Средний мадлен
- Изображение животных
- Пещера Алътамира, или вершина мадленского искусства
- Знаки, или абстрактные формы изображения