Материалы, применявшиеся в скульптуре
Любовь египтян к вечным материалам объясняется потребностью в том, чтобы статуя покойника не разрушалась с течением времени. Камень был излюбленным материалом, поскольку его прочность обеспечивала длительную сохранность. С другой стороны, крупному развитию каменной скульптуры способствовало и изобилие данного материала в Египте. Каменоломни Туры близ Гизэ и Ассуана на юге непрерывно обеспечивали скульптурные мастерские.
Как правило, используемыми камнями являлись известняк, сланец, диорит, базальт, красный гранит (употреблявшийся для саркофагов), обсидиан и порфир.
Статуя правителя Сенби (41 см высотой) периода XII династии, которая хранится в Столичном музее Нью-Йорка. Эта открытая и изысканно сработанная фигура происходит из гробницы Сенби (некрополь Меира). Хотя и типичная в своем роде, данная статуэтка, предназначавшаяся для вселения ка, или духа усопшего, отличается своим ремесленным качеством. Сделанная из благородного дерева, она была оставлена нераскрашенной с целью сохранить видимыми жилы материала и имеет лишь несколько цветных точек на глазах, нанесенных по системе разноцветного украшения. Кроме того, бросается в глаза длинная белая набедренная повязка. Фигура была вырезана из цельного куска древесины, а руки и передняя часть ступней приделаны отдельно.
Реже применялись древесина и металл. Дерево обычно использовалось в статуях, которые прилагались к каменным скульптурам, между тем как золото, изобиловавшее в золотых приисках реки, широко применялось в украшении саркофагов.
Дерево и известковый камень раскрашивались в разные цвета, причем цвет наносился на слой штукатурки, которая облегчала прилипание краски. На некоторых статуях стеклом инкрустировались орбиты глаз. Для достижения большего реализма внутренняя полость предварительно заполнялась медными листами. Это усиливало ощущение жизненности.
- Символика и назначение египетских пирамид
- Династия Хафра из Гизэ
- Правила в изображении человеческой фигуры
- Пирамиды в Гизэ
- Прочие скульптурные изображения
- Стереотип молодости и красоты: иерархия символов
- Погребальные храмы
- Красота молодости как символ вечности
- Горизонтальные полосы и рисунки
- Склепы
- Скульптура Древнего Царства
- Понимание пространства и композиции
- Погребальный храм царицы Хатшепсут
- Первые изображения фараонов
- Символическое применение цвета
- Пирамида Хафра
- Семейные группы и писцы
- Живопись и рельефы