Погребальные строения: первые проявления
Гробницы первых династий находятся в Абидосе. Это гробницы из дерева и кирпича, вырытые в ямах, имеющих искусственный каменный свод. К этим строениям прибавлены ниши для помещения погребальных подношений и домашней утвари, состоящей из многочисленных и разнообразных предметов: оружия, сосудов, украшений и колпиц, высеченных в форме животных. Кроме того, подношения включают пищу (зерно, пиво, растительное масло) для удовлетворения потребностей усопшего.
Храмы в Карнаке и Луксоре являют собой великолепные примеры монументальности египетской архитектуры. В случае с Карнаком речь может идти не о храме как таковом, а о широком комплексе строений священного характера, который возводился столетиями по воле различных фараонов, в том числе царицы Хатшепсут, Аменемхета III, Сети I. Рамзеса II и Рамзеса III. Вид Кармана, наглядно демонстрирующий крупные размеры этого комплекса и в котором, помимо его планиметрии, можно отметить распространенное применение камня в качестве строительного материала.
Царь являлся представителем всего народа, посредником между людьми и богами. При сохранении жизни царю сохранялась она и для всех остальных групп. Продолжался и годовой цикл Нила с его разливами. Погребальные обряды приобретали значение по мере того, как правители и знать также испытывали желание иметь гробницу, подобную гробнице царя, которая бы обеспечила им вечную жизнь. В этом кроются истоки развития мастаб, характерной формы погребальной архитектуры высших классов. Если кладбища в принципе находились в пределах городов, то с принятием культа, нацеленного на вечную жизнь, мастабы стали группироваться, образуя улицы с правильной планировкой. Эти улицы складывались в настоящие города мертвых, удаленные от центров городов. В то же время выкристаллизовались три принципа, которые в будущем станут господствующими в погребальной практике и которые сохранятся в неизменном виде на протяжении всей истории Египта: постоянное сохранение праха усопшего, необходимость того, чтобы материал гробницы был нетленным, и кормление ка, чтобы оно могло существовать.
Читайте далее:
- Гробницы
- Храм в Луксоре
- Скульптура Нового Царства
- Новое Царство
- Искусство на заре исторического этапа
- Городская архитектура
- Бюст царицы Нефертити
- В погребальных склепах
- Мастабы
- Египетская скульптура
- Обособленная скульптура
- Росписи гробницы Нахта
- Первое великое погребальное строение
- Правила скульптурного изображения
- Изменение канонов: реформа в Телл-эль-Амарне
- Амарнская реформа: новое изображение в искусстве
- Пирамиды
- Материалы, применявшиеся в скульптуре