Памятники

Искусство Eгипта

Первое великое погребальное строение

Построенное Имхотепом для предоставления пристанища гробнице фараона Джосера, основателя III династии, это великое погребальное строение собрало в единый комплекс все здания и помещения, необходимые для отправления обрядов, которые осуществлялись для продолжения жизни после смерти. Речь идет о первом случае, когда идея вечной жизни находит свое архитектурное выражение. Так, многие из принятых решений послужили моделью для…

Правила скульптурного изображения

С момента возникновения скульптуры определились и установки, диктовавшие приемы изображения. Эти нормы считались универсальными и просуществовали длительное время без каких-либо заметных изменений. Независимо от своего масштаба, от колоссально больших статуй до малых фигурок, выполненных по обету, — все они отвечают одним и тем же изобразительным законам. Эти законы могут быть сведены к двум главным: закону…

Изменение канонов: реформа в Телл-эль-Амарне

Аменхотеп IV предпринял реформу ортодоксальной религиозной доктрины, которая потрясла основы египетского пантеона. В процессе беспрецедентного провозглашения монотеизма этот фараон присвоил себе эпитет Ахе-натон, перенеся тем самым всю свою веру на Атона, солнечный диск, силу, дающую жизнь Земле. От отошел от культа остальных богов и предложил поиски истины. Эти новые идеалы немедленно отразились в искусстве. Ахе-натон…

Амарнская реформа: новое изображение в искусстве

Религиозная реформа, введенная Аменхотепом IV, поощряет использование экспрессивных средств, применяемых главным образом в изображении царственного величия. Условная схема фигуры (фас, профиль) сохраняется, но прежний канон претерпевает ощутимые изменения. В росписи, воспроизводящей супружескую чету Эхнатона и Нефертити с шестью их детьми (Оксфорд, Эшмолианский музей), фигуры имеют овальный череп, мясистые губы и не изображаются строго в профиль….

Пирамиды

Основатель IV династии, Снофру, повелел выстроить три пирамиды. Строительство первой из них, расположенной к югу от Гизэ, проходило через различные этапы, пока каждая из ее сторон не оказалась покрытой гладкой плоскостью. Эта столь характерная пирамидальная форма символизирует собой окончательное утверждение царя в качестве божества. Кроме того, было задумано несколько построек, связанных с собственно погребальной комнатой….

Материалы, применявшиеся в скульптуре

Любовь египтян к вечным материалам объясняется потребностью в том, чтобы статуя покойника не разрушалась с течением времени. Камень был излюбленным материалом, поскольку его прочность обеспечивала длительную сохранность. С другой стороны, крупному развитию каменной скульптуры способствовало и изобилие данного материала в Египте. Каменоломни Туры близ Гизэ и Ассуана на юге непрерывно обеспечивали скульптурные мастерские. Как правило,…

Скульптура после Нового Царства

После Нового Царства сохранялась академическая традиция с типологией форм, известных по Древнему Царству и ныне восстановленных. Стремление изобразить индивидуальность берет начало в досаисский период, о чем можно судить по бюсту Ментуемхата, хранящемуся в Египетском музее Каира. Это означало окончательный разрыв с архетипом вечной молодости. Выражение этих новых поисков находит самое непосредственное свое воплощение в изображении…

Сцены борьбы

В храмы, построенные во славу богов, также внедряются сцены восхваления царского достоинства. Появляются композиции исторического характера, в которых излагаются важные события: прием иностранных дворов и героические подвиги фараонов в борьбе против чужеземцев. Искусство начинает перекликаться с безопасностью и национальной гордостью. Тема фараона в запряженной конями боевой колеснице становится особо популярной начиная с XVIII династии —…

Символика и назначение египетских пирамид

Невозможно дать какого-то единого объяснения пирамидам, поскольку их форма возникает в весьма сложном контексте погребального обряда. В действительности пирамиды были усыпальницами, символизировавшими представление о вечности. Первое заключение о символическом значении пирамид было разработано в XIX в. выдающимся египтологом Эрнесто Скьяпарелли (1856-1928). В противоположность позитивистским теориям, которые делали упор исключительно на наивысшем моменте технического процесса, по…

Образцы и типы скульптуры: изображение фараона

Условно существуют две типологии для изображения персонажей божественного сана: сидящая или стоящая. В модели сидящей статуи фигура сочленяется под прямыми углами, образуя единое целое из двух планов блока — одного вертикального, а другого горизонтального. Руки покоятся на бедрах или скрещены на груди, причем без каких-либо зазоров между руками и туловищем. Если и существовали в Египте…

По материалам Wikipedia