Памятники

Искусство Eгипта

Погребальный храм царицы Хатшепсут

Через пять столетий после постройки храма Ментухотепа царица Хатшепсут из XVIII династии (Новое Царство) решила выстроить другой склеп в том же месте. Ответственным за осуществление этого проекта был архитектор Се-ненмут. Завершенное строение оказалось столь гармоничным, что здание сравнивалось с греко-эллинистическими храмами. Выделяется, в частности, симметрия пропорций и равномерное соединение каждой из частей данного архитектурного ансамбля….

Скульптура Древнего Царства

Во времена первых династий (фиван-ская эпоха) скульптура еще не была в полной мере ни определена, ни кодифицирована. Тем не менее уже тогда были созданы фигуры, которые предвосхитили характерные черты классической египетской скульптуры. Наиболее употребительными материалами являются мрамор, дерево, а также покрывавшаяся эмалью глина, которые представляют собой более нежные материалы, чем камень, и позволяют изготавливать самые…

Понимание пространства и композиции

В египетской живописи отсутствуют пространственные возможности, фигуры выглядят плоскими и помещаются в пространство, которое никак не скрывает подобную внешность форм. Тем не менее должны присутствовать все элементы, необходимые для того, чтобы объемный характер изображения мог быть разгадан. Трехмерная действительность, с другой стороны, выражена в ряде необходимых условностей, которые сохранялись в течение 30 столетий истории этой…

Пирамида Хафра

Вид на пирамиду Хафра и сфинкса, возведенных в Гизэ в честь указанного фараона из IV династии. Этот колоссальный сфинкс выполнен в облике лежащего гигантского льва, а его лицо воспроизводит черты Хафра. Данная скульптура, в действительности являющаяся изображением бога Солнца, возвышается над двумя храмами, предназначенными культу того же божества, которые в совершенстве сориентированы с востока на…

Первые изображения фараонов

Одним из первых предметов скульптурного изображения царей, относящихся к фиванской эпохе, является крошечная фигурка из слоновой кости, несущая корону Верхнего Египта, которая изображает идущего фараона. В тот же самый период уже возникают сидящие и стоящие прототипы, изготовленные из известкового камня, у которых почти отсутствует разделение головы и плеч. Ноги, как правило, изображаются вместе. Даже если…

Символическое применение цвета

В египетском искусстве цвета применялись в соответствии с архитектурой, настенными рельефами, скульптурой, саркофагами, папирусами и декоративными дополнениями. Снаружи помещений в цветовой гамме преобладали ясные тона, которые оживлялись солнечным светом, между тем как внутри помещений применялись средние цвета, хотя и без тональных градаций в одном и том же изображении. В обоих случаях роспись наносилась в плоской…

Эпоха упадка

Этот период египетской истории охватывает примерно с VII по I в. до н.э. Это была эпоха упадка, на протяжении которой страной правили сменявшие друг друга иноземцы: ливийцы, эфиопы, персы, македонцы, греки и римляне. Последний период расцвета пришелся ни Саисскую эпоху — правление XXVI династии, фараонам которой удалось возродить некоторые ценности Древнего Царства, чтобы противостоять постоянной…

Храмы колоссальных размеров

Храмы составляют великое архитектурное достояние Нового Царства. Именно с этих пор данные строения возводились в качестве автономных единиц погребальных комплексов и приобретали большую значимость по мере увеличения могущества, которого добивались в течение этого периода жрецы. Храмы обогащались в архитектурном отношении и достигли колоссальных размеров, не имевших аналогов в предшествующие эпохи. Города увеличили свое могущество как…

Семейные группы и писцы

В рамках однородного египетского искусства наблюдается разнообразие фигур, выраженное в различных сочетаниях групп из двух, трех и более персонажей. Среди семейных групп в одном из мастабов Медума были обнаружены сидящие фигуры из известкового камня, которые изображают знатную супружескую чету, супругов Рахотепа и Нофрет. Их туловища образуют единый компактный блок с пьедесталами и сиденьями, на которых…

Живопись и рельефы

В египетском искусстве рельефы покрывали поверхность в каменной и деревянной архитектуре. При выполнении рельефов сначала зачищалась стена, с которой предстояло работать (в случае необходимости она покрывалась штукатуркой), чтобы добиться максимально возможной ровности. После покрытия каменной кладки слоем штукатурки поверхность под изображение расширялась. Это пространство делало возможным воспроизведение триумфальной сцены, в которой выделялась фигура фараона. Затем…

По материалам Wikipedia