Изменение канонов: реформа в Телл-эль-Амарне
Аменхотеп IV предпринял реформу ортодоксальной религиозной доктрины, которая потрясла основы египетского пантеона. В процессе беспрецедентного провозглашения монотеизма этот фараон присвоил себе эпитет Ахе-натон, перенеся тем самым всю свою веру на Атона, солнечный диск, силу, дающую жизнь Земле.
От отошел от культа остальных богов и предложил поиски истины. Эти новые идеалы немедленно отразились в искусстве. Ахе-натон перенес столицу к северу от Фив и основал город Телл-эль-Амарна, где учредил центр культа Атона.
Фасад храма, построенного в Абу-Симбе-ле (Нубия) по распоряжению Рамзеса II в честь царицы Нефертари, главной его супруги в молодости, и в честь богини Хатхор. В этом высеченном в скале фасаде имеются семь контрфорсов, центральный из которых обеспечивает доступ внутрь храма, между тем как остальные вписаны в шесть ниш, в которых помещены четыре стоящие статуи этого фараона и две Нефертари, украшенной атрибутами богини Хатхор.
Там были открыты ремесленные мастерские, в которых воплотилась новая иконография. Каноны не подверглись радикальному изменению. Был внедрен ряд изменений, подчеркивавших выразительность лица, отойдя тем самым от модели «вечной молодости». Эхнатон возвел в Карнаке храм Солнца (ныне не сохранившийся), в котором имелась колоннада, окруженная опорами с изображавшими его статуями. Из этой группы колоссальных статуй сохранилось 28 экземпляров, распределенных между Египетским музеем в Каире и Лувром.
Бюст одного из 28 колоссов фараона Эхнатона, возведенных в храме Гематон в Карнаке (Каир, Египетский музей). Религиозная реформа этого фараона произвела настоящую революцию в искусстве, которая воплотилась в уникальном на протяжении всей эволюции египетского искусства сознательном стремлении утвердить разрыв с традиционными изобразительными нормами. Так, удлиненное лицо и особенное выражение взгляда монарха стремятся передать, подобно новым символам божественности, его внутреннюю духовную силу.
Лицо фараона вытянуто, и череп обретает яйцевидную деформированность. Глаза — раскосые, миндалевидные, губы — весьма мясистые. Шея обнаруживает преувеличенную стройность, а грудь выглядит впалой. Линия таза опущена до такой степени, что на нее грузно опускается живот. Конечности — руки и ноги, худощавые по сравнению с туловищем, производят впечатление хрупкости.
Как результат, данная фигура источает таинственное сияние, необычным образом деформирована и выглядит более человечно, нежели статуи предшествующих эпох.
Читайте далее:- Пирамида Хафра
- Первые изображения фараонов
- Живопись и рельефы
- Эпоха упадка
- Храмы колоссальных размеров
- Семейные группы и писцы
- Живопись и рельеф в Древнем Царстве
- Керамика, рельефы и гробницы
- Вход в храм
- Скульптурные изображения
- Стела Мернепта
- Стилизация мотивов
- Храмы Солнца
- Скульптура Среднего Царства
- Изображение деталей: внимательное созерцание действительности
- Первые рельефы
- Храмы Амона
- Изменения в изобразительном искусстве