Правила скульптурного изображения
С момента возникновения скульптуры определились и установки, диктовавшие приемы изображения. Эти нормы считались универсальными и просуществовали длительное время без каких-либо заметных изменений.
Независимо от своего масштаба, от колоссально больших статуй до малых фигурок, выполненных по обету, — все они отвечают одним и тем же изобразительным законам. Эти законы могут быть сведены к двум главным: закону фронтальности, то есть к тому, что статуи возводятся для того, чтобы быть созерцаемыми с фронтальной стороны, и закону осевой симметрии, то есть к тому, что фигура разделяется на две части вертикальной осью. Статуи изображают существенные черты фигур, не задерживаясь на отклоненных точках созерцания, каковой могло бы выступать изображение в ракурсе. Закон фронтальности требует максимальной четкости, ибо описывается не какая-то история, а изображаемая фигура является вневременной.
На фотографии представлена эмалированная фигурка фараона Сети I, которая хранится в Британском музее в Лондоне. Бесчисленное множество статуэток, входивших в состав домашней утвари одного из покойников, отвечали тем же требованиям, что скульптура больших размеров. Эти требования состояли главным образом в следовании установленным канонам не выражать субъективные восприятия с целью подчеркнуть символическое назначение, для которого они создавались. Так, шаблон, которому с необходимостью надлежало следовать, устанавливал четкие пропорции различных частей тела и способы, которыми они должны были изображаться.
Египетские скульпторы начинали свою работу не с непосредственной обработки каменных блоков. Прежде всего они готовили из каменных глыб призмы правильной формы и на лицевой стороне каждой из них намечали сетку, которая служила им разметкой для изготовления фигуры. Эта сетка чертилась с двух сторон блока — анфас и в профиль — при соблюдении точных размеров, соответствующих канонам. Компоновка фигуры превращалась тем самым в сочленение двух главных воображаемых чертежей: одного вертикального и другого — горизонтального. Исходя из этих двух перпендикулярных чертежей соединялись части фигуры. Несмотря на зажатость жесткими правилами изображения, скульптурные формы не лишены определенной грациозности и очарования.
Читайте далее:- Эпоха упадка
- Храмы колоссальных размеров
- Скульптурные изображения
- Живопись и рельеф в Древнем Царстве
- Керамика, рельефы и гробницы
- Вход в храм
- Скульптура Среднего Царства
- Стела Мернепта
- Стилизация мотивов
- Храмы Солнца
- Изменения в изобразительном искусстве
- Изображение деталей: внимательное созерцание действительности
- Первые рельефы
- Храмы Амона
- Малые изваяния повседневных сцен
- Живопись и рельеф
- Гробницы
- Храм в Карнаке