Образцы и типы скульптуры: изображение фараона
Условно существуют две типологии для изображения персонажей божественного сана: сидящая или стоящая. В модели сидящей статуи фигура сочленяется под прямыми углами, образуя единое целое из двух планов блока — одного вертикального, а другого горизонтального.
Руки покоятся на бедрах или скрещены на груди, причем без каких-либо зазоров между руками и туловищем.
Если и существовали в Египте скульптурные изображения, отклонявшиеся от скрупулезности, диктовавшейся официальными канонами, то они всегда относились к личностям из низшего класса, образы которых воплощались в момент осуществления повседневных видов деятельности. Напротив того, фараонов и богов можно было воспроизводить не иначе, как во время таких действий, которые воспроизводили свойственное их рангу величие. Одной из наиболее часто употребимых техник в изображении лиц царского достоинства являлась сидящая статуя, абсолютно статичная и отвечающая канонам фронтальности и симметрии.
Ноги располагаются параллельно с босыми ступнями, и нередко между ними оставляется каменный материал. Симметрия объемных масс является совершенной. Тем самым господствует упрощенность форм совместно с подлинной геометрической правильностью. Такая схема композиции является одинаковой для всех сидящих скульптур. Сидение превращается в абстрактный план, присоединенный к туловищу, что придает жесткость фигуре. Аннулируется, таким образом, любое присоединяемое к ней отношение, за исключением иероглифических надписей, сообщающих данные об изображенном персонаже. Не подпадают под эти каноны писцы, которые изображаются сидящими на земле с несколько оттопыренными от остального туловища руками и ногами, однако при сохранении осевой симметрии.
В изображениях фараонов и лиц высшего социального ранга персонажи выглядят вне времени. Скульптурные каноны следуют, кроме того, строго установленному применению раскраски: красновато-коричневый цвет для мужчины и бледно-желтый для женщины. Цари изображаются с рядом характеризующих их атрибутов.
Как правило, монархи изображаются с обнаженным торсом, одетыми в плиссированную юбку, и с головой, покрытой двойной короной Нижнего и Верхнего Египта.
Читайте далее:
- Первые рельефы
- Храмы Амона
- Малые изваяния повседневных сцен
- Живопись и рельеф
- Гробницы
- Храм в Карнаке
- Скульптура Нового Царства
- Новое Царство
- Искусство на заре исторического этапа
- Храм в Луксоре
- Бюст царицы Нефертити
- В погребальных склепах
- Погребальные строения: первые проявления
- Городская архитектура
- Обособленная скульптура
- Росписи гробницы Нахта
- Мастабы
- Египетская скульптура