Первое великое погребальное строение
Построенное Имхотепом для предоставления пристанища гробнице фараона Джосера, основателя III династии, это великое погребальное строение собрало в единый комплекс все здания и помещения, необходимые для отправления обрядов, которые осуществлялись для продолжения жизни после смерти. Речь идет о первом случае, когда идея вечной жизни находит свое архитектурное выражение. Так, многие из принятых решений послужили моделью для последующих погребальных строений. Царю Джосеру удалось встать над жрецами и сформировать централизованную политику абсолютистского характера на всей египетской территории. Он навязал принятие культа Солнца, Ра, с абсолютным верховенством над остальными богами. Произошло изменение божественной природы монарха. Царь являлся уже не сыном или представителем богов, а неотъемлемой частью самого божественного начала.
Данный архитектурный ансамбль представляет собой прямоугольное строение, окруженное по периметру двухкилометровой стеной. Внутри себя он содержит ступенчатую пирамиду, а также комплекс гробниц. Стена высотой 10 м на всем своем протяжении обнаруживает вертикальные прямоугольные каннелюры, являющие собой копирование в известковом камне стен, выполнявшихся в более ранние времена из необожженного кирпича. Она имеет четырнадцать фальшивых и одну настоящую дверь небольших размеров. Через нее обеспечивается доступ в узкий коридор, вытянутый проход; по нему можно попасть в крытое помещение, состоящее из трех пролетов, отделенных друг от друга колоннами с каннелюрами. Колонны воплощают в камне виды стволов, которые в додина-стических строениях составляли несущие опоры. Центральный пролет приподнят над боковыми, что делает возможным наличие небольших отверстий для проникновения естественного света. В боковых пролетах колонны приставлены к стене, так как в первоначальных постройках египтяне не допускали возможности наличия свободной опоры. По этой причине колонны выполняют символическую, а не тектоническую функцию.
Гипостилъный зал
Гипостильный зал по красоте и разнообразию своих колонн представляет собой одно из оригинальных пространств с наибольшими художественными достижениями. В комплексе Джо-сера расположены такие формы колонн, которые будут сохраняться в архитектуре всех исторических периодов, как, например, колонны, прислоненные к стенам здания с северной стороны и имитирующие стебли папируса со стволами колонн треугольной секции и ко-локолообразными капителями. Внутри строения находится ряд дворов, наподобие площадей, по обе стороны пирамиды. На южной стороне самый большой двор предназначен для отправления ритуальной карьеры фараона, в которой демонстрирует своим подданным, что он еще вполне в форме и обладает достаточной энергией для того, чтобы продолжать свое правление. Внутри двора, расположенные на обоих концах продольной оси, находятся несколько строений: на севере — небольшой алтарь с откосом и храм; на юге — здание с фундаментом в форме В. Ступенчатая пирамида, построенная для хранения ка царя, представляет собой не что иное, как нагромождение одной на другую шести мастаб для придания большей монументальности и сохранения на гармоничном уровне пропорции по отношению к большой стене. Впоследствии полости между различными террасами были снова заполнены, что положило начало характерной для пирамид форме. Под пирамидой находится погребальный склеп, в котором хранился саркофаг и погребальная домашняя утварь, с другими прилежащими помещениями, соединяемыми коридором в форме лабиринта.
- Храмы колоссальных размеров
- Семейные группы и писцы
- Живопись и рельефы
- Эпоха упадка
- Вход в храм
- Скульптурные изображения
- Живопись и рельеф в Древнем Царстве
- Керамика, рельефы и гробницы
- Храмы Солнца
- Скульптура Среднего Царства
- Стела Мернепта
- Стилизация мотивов
- Храмы Амона
- Изменения в изобразительном искусстве
- Изображение деталей: внимательное созерцание действительности
- Первые рельефы
- Храм в Карнаке
- Малые изваяния повседневных сцен