Символика и назначение египетских пирамид
Невозможно дать какого-то единого объяснения пирамидам, поскольку их форма возникает в весьма сложном контексте погребального обряда. В действительности пирамиды были усыпальницами, символизировавшими представление о вечности.
Первое заключение о символическом значении пирамид было разработано в XIX в. выдающимся египтологом Эрнесто Скьяпарелли (1856-1928). В противоположность позитивистским теориям, которые делали упор исключительно на наивысшем моменте технического процесса, по мнению Скьяпарелли, пирамида символизировала собой жизненную энергию Солнца, которая передавалась фараону в его усыпальнице. Все четыре стороны пирамиды обращены в точности в направлении всех четырех стран света, что также интерпретировали как символическую связь с числом четыре, которое наделялось божественными и космическими характеристиками.
Квадратный фундамент, на котором возвышается пирамида, должен был выражать отношение между пирамидой и космосом, а потому — между земной жизнью и жизнью божественной. С другой стороны, назначение пирамид можно понять лишь в контексте религиозного характера, которым пронизана жизнь египтян. Необходимые для его строительства коллективные усилия иллюстрируют дисциплинированность и организованность всего народа.
Что касается назначения и символики пирамид, то показательными и типичными являются слова египтолога Джеймса Генри Бристида (1865-1935), который о Великой Пирамиде писал: «Вероятно, не много было каменотесов или просто людей, которые бы владели техникой строительства из камня в те времена, когда Хуфу-онек совершал свои первые обходы по пустынному плоскогорью, замышляя фундаментальный план строительства Великой Пирамиды. Так, мы можем понять бесстрашную энергию человека, который распорядился разметить квадратное основание со стороной в 230 м. Он знал, что ему требовалось 2$ миллиона глыб по 2$ тонны каждая, чтобы покрыть этот квадрат в 53 га пирамидальной горой высотой 147 м. Поэтому Великая Пирамида в Гизэ представляет собой документ из истории человеческого разума. Вместе с нею отчетливо проявляется человеческий смысл суверенной власти. Инженеру удалось обессмертить себя и своего фараона благодаря своему совершенному владению материальными силами».
Грандиозная пирамида Хеопса. Первоначально покрытый красным гранитом из Асуана, погребальный склеп в ходе строительства трижды менял местоположение: искали адекватную формулу для его эффективного сохранения.
Читайте далее:- Искусство на заре исторического этапа
- Городская архитектура
- Бюст царицы Нефертити
- В погребальных склепах
- Погребальные строения: первые проявления
- Египетская скульптура
- Обособленная скульптура
- Росписи гробницы Нахта
- Мастабы
- Правила скульптурного изображения
- Изменение канонов: реформа в Телл-эль-Амарне
- Амарнская реформа: новое изображение в искусстве
- Первое великое погребальное строение
- Материалы, применявшиеся в скульптуре
- Скульптура после Нового Царства
- Сцены борьбы
- Пирамиды
- Образцы и типы скульптуры: изображение фараона