Обособленная скульптура
Обособленная скульптура имеет в основном ту же типологию, что и в предшествующий период, хотя одновременно обнаруживает азиатское влияние, проявляющееся в любви к деталям и скрупулезности, с которой ваяются наряды и остальные одеяния. Восточный вклад не изменяет, однако, соответствие скульптур потребностям скульптуры крупных размеров. От XVIII династии осталось мало образцов, предшествующих правлению царицы Хатшепсут. Именно с тех времен восточное влияние обнаруживает свою полную включенность в скульптуру, однако в равновесии с египетской эстетикой. В храмах увеличивается число статуй сидящих фараонов, с придающими им вечность хладнокровными и невозмутимыми лицами, что являет собою отход от реалистичных тенденций предшествующих периодов.
Существует множество статуй царицы Хатшепсут из склепа Дейр-эль-Бах-ри. В числе самых прекрасных фигурирует статуя, которая хранится в Столичном музее Нью-Йорка, выполненная из белого мрамора. В ней высоко расценивается женское тело, изображенное без притворства, с весьма упрощенными в геометрических плоскостях объемами, а также лицо с нежными формами, которое подчеркивает тщательную полировку камня.
От Тутмоса III, одного из самых воинственных фараонов, сохраняется скульптура в позе стоя, из зеленого базальта (Каир, Египетский музей), которая являет нам черты, весьма похожие на черты царицы, с лицом, тронутым легкой улыбкой. Его тело, молодое и атлетическое, полностью отвечает идеальному архетипу.
Так называемые «кубические статуи»
На протяжении данного периода в изобилии возникает новая типология, называемая «кубической статуей» из-за своего сходства с этой геометрической фигурой. Данный скульптурный тип представляет собой сидящую фигуру с приподнятыми коленями, полностью покрытую мантией, из которой выделяются лишь голова, руки и ступни. Единственной частью фигуры, действительно отделанной во всех деталях, является голова, так как в большинстве случаев руки и ноги почти скрыты в каменном блоке. Поза, которая позволяет заключить туловище в простой куб, обеспечивает обширную площадь, предназначенную для надписей. Скульптуры данного типа предназначались для храмов, где они с царского позволения помещались в крытые галереи и гипо-стильные залы в знак вечного поклонения богам. Таковой является статуя Сеннефера, товарища по оружию Тут-моса III, выполненная из серого гранита и хранящаяся в Британском музее в Лондоне. Совершенная полировка поверхности выделяет иероглифическую надпись, которая покрывает пьедестал и мантию; в ней перечисляются гражданские и военные посты, которыми обладал изображенный. Другой тип «кубической статуи» включает ребенка на руках в качестве изображения Сененму-та, архитектора и фаворита царицы Хатшепсут.
Другие статуи, подобные «кубической» модели, представляют собой варианты, изображающие руки, вытянутые вдоль тела, а также руки, лежащие на бедрах. Ноги при этом покрыты фалдой, на которой имеются надписи. Обращают на себя внимание статуи управляющего делами Аменхотепа III Аменхотепа, изображенного на различных этапах своей жизни: молодым писцом с вдумчивым видом или погруженным в свои мысли стариком. В обоих случаях имеются надписи, повествующие о его жизни.
Читайте далее:- Мастабы
- Египетская скульптура
- Изменение канонов: реформа в Телл-эль-Амарне
- Амарнская реформа: новое изображение в искусстве
- Первое великое погребальное строение
- Правила скульптурного изображения
- Скульптура после Нового Царства
- Сцены борьбы
- Пирамиды
- Материалы, применявшиеся в скульптуре
- Живопись и рельефы
- Живопись и рельеф после Нового Царства
- Символика и назначение египетских пирамид
- Образцы и типы скульптуры: изображение фараона
- Правила в изображении человеческой фигуры
- Пирамиды в Гизэ
- Династия Хафра из Гизэ
- Стереотип молодости и красоты: иерархия символов