Амарнская реформа: новое изображение в искусстве
Религиозная реформа, введенная Аменхотепом IV, поощряет использование экспрессивных средств, применяемых главным образом в изображении царственного величия. Условная схема фигуры (фас, профиль) сохраняется, но прежний канон претерпевает ощутимые изменения. В росписи, воспроизводящей супружескую чету Эхнатона и Нефертити с шестью их детьми (Оксфорд, Эшмолианский музей), фигуры имеют овальный череп, мясистые губы и не изображаются строго в профиль. На подбородке и шее появляются складки, равно как и в области живота, который выглядит теперь уже не плоским, а объемным. Мышцы ног обретают объем.
Цветовая гамма приобретает радикально обновленные тональности в этой сцене из красных тонов, которые простираются на фон и фигуры. Краски являются не абсолютно ровными, а интенсифицируются в определенных местах, таких, как щеки, для того чтобы выразить объемность посредством переливов тонов.
Поза у фигур уже не отягощена неподвижностью, особенно у двоих из принцесс, которые играют, сидя на подушечках. Любовь к деталям сохраняется при декорации фона изображением геометрических рисунков, а также драгоценностей.
В эпоху Нового Царства сохранялось представление о сверхъестественном могуществе фараонов, так что фараоны должны были демонстрировать свою силу пограничным народам. Именно поэтому столь частым было изображение сцен, которые воспроизводили военные эпизоды. Стела Аменхотепа III. принадлежавшая храму Мернепта в Фивах (Каир, Египетский музей), представляет фараона, управляющего колесницей, с несколькими пленниками, привязанными к лошадям, и описывает также территориальную экспансию царства.
На стенах дворца царицы Нефертити в Эль-Амарне особое внимание уделяется также природе. Воспроизводятся полные растительности сады, имеется также водоем, над которым кружит множество птиц. Эти сцены, кроме того, обнаруживают живое разнообразие красок и легкость рисунка. Птицы изображаются в свободном полете. Главенствующее положение бога Атона приводит к тому, что фараон на этих росписях выглядит более человечно; вплоть до того, что вся царская семья была изображена даже в самые интимные моменты своей жизни. Интимная тональность, свойственная этим произведениям, не воплощалась никогда прежде.
Читайте далее:
- Керамика, рельефы и гробницы
- Вход в храм
- Скульптурные изображения
- Живопись и рельеф в Древнем Царстве
- Стилизация мотивов
- Храмы Солнца
- Скульптура Среднего Царства
- Стела Мернепта
- Первые рельефы
- Храмы Амона
- Изменения в изобразительном искусстве
- Изображение деталей: внимательное созерцание действительности
- Гробницы
- Храм в Карнаке
- Малые изваяния повседневных сцен
- Живопись и рельеф
- Искусство на заре исторического этапа
- Храм в Луксоре