Скульптура после Нового Царства
После Нового Царства сохранялась академическая традиция с типологией форм, известных по Древнему Царству и ныне восстановленных. Стремление изобразить индивидуальность берет начало в досаисский период, о чем можно судить по бюсту Ментуемхата, хранящемуся в Египетском музее Каира. Это означало окончательный разрыв с архетипом вечной молодости. Выражение этих новых поисков находит самое непосредственное свое воплощение в изображении лица. Распространяется стремление воспроизводить точный портрет натуры, а зачастую и лица, которые отражают течение времени.
Портреты выполняются из твердых каменных пород, таких, как базальт или сланец, с великолепно отполированной поверхностью, которая позволяет выделять детали. Заметно стремление обработать твердую породу до такой степени, чтобы добиться скрупулезного отражения индивидуальности. Прочность материала обусловливает выполнение деталей и вынуждает к чистоте линий, в портретах данного рода получающей свое наивысшее достижение. Данная типология не воплощает в своих формах греческого или римского влияния.
Бронзовые статуи
С другой стороны, усовершенствование обработки металлов породило выполнение статуй в бронзе, которые достигали крупных размеров и отличают в наибольшей мере последние династии. Их типы являются теми же, что и в каменной скульптуре, а формы обнаруживают некоторую жесткость по сравнению с традицией. Тем не менее в процессе обработки металла скульптуры пользуются большей свободой, а фигуры являются полностью обособленными, опирающимися на пьедестал и не имеющими иных точек опоры. Руки отделяются от туловища, а ноги изображаются врозь. Все это придает статуям большую легкость, наделяя их известной грациозностью. Металлическая поверхность украшается чеканкой и инкрустацией золотом и серебром посредством техники насечки. Среди наиболее типичных статуй мы можем назвать статую царицы Каромамы XXII династии (IX в. до н.э.), которая изображена стоя, с поднятыми руками, первоначально несшими систры богини Хатхор. Ее тело покрыто весьма подогнанной по фигуре туникой с золотыми и серебряными насечками, а прекрасное и спокойное лицо выполнено с большой нежностью. В саисский период процветал культ животных, а вместе с ним — и изготов- ление статуй животных из бронзы, выплавлявшихся в формах. Они создавались серийно, отчего все они весьма похожи, обнаруживая лишь незначительные орнаментальные вариации. Выделяются среди них коты тщательной отделки, найденные в животном некрополе в дельте Нила, в Бубастисе, чьей местной богиней была кошка Бастет. Они обычно украшались инкрустациями из драгоценных камней. Из бронзовых скульптур большого размера стоит отметить изображение Изиды, вскармливающей грудью Гора, которое хранится в Египетском музее в Каире.
Читайте далее:- Символика и назначение египетских пирамид
- Образцы и типы скульптуры: изображение фараона
- Правила в изображении человеческой фигуры
- Пирамиды в Гизэ
- Династия Хафра из Гизэ
- Стереотип молодости и красоты: иерархия символов
- Погребальные храмы
- Прочие скульптурные изображения
- Горизонтальные полосы и рисунки
- Склепы
- Красота молодости как символ вечности
- Понимание пространства и композиции
- Погребальный храм царицы Хатшепсут
- Скульптура Древнего Царства
- Символическое применение цвета
- Пирамида Хафра
- Первые изображения фараонов
- Живопись и рельефы