Сцены борьбы
В храмы, построенные во славу богов, также внедряются сцены восхваления царского достоинства. Появляются композиции исторического характера, в которых излагаются важные события: прием иностранных дворов и героические подвиги фараонов в борьбе против чужеземцев. Искусство начинает перекликаться с безопасностью и национальной гордостью. Тема фараона в запряженной конями боевой колеснице становится особо популярной начиная с XVIII династии — колесница была привнесена гиксосами.
Фараоны Тутмосиды превращают храмы в колоссальные «полотна», на которых помещаются крупные рельефы для подкрепления идеи о роли царя как защитника. В храме Амона в Карнаке крупный рельеф представляет уничтожающего врагов Тутмоса III примерно в таком же виде, как и в изображении Нармера из I династии.
Фараон выглядит бессильным перед вражескими войсками, представленными в уменьшенном размере, между тем как иероглифическая надпись называет число пленников и количество захваченной добычи. Подобная сцена будет последовательно повторяться, изображая фараонов в их завоевательных походах.
Позже Рамзес II примется использовать всякую свободную поверхность на облицовках и стволах колонн, чтобы оставить описания своих военных побед или охоты. На рельефах гипостильного зала храма в Луксоре Рамзес 11 распорядился изобразить битву с хеттами при Кадете. Это была первая крупная композиция.
Чеканка, филигрань, а также гравировка золота, украшенного эмалью и инкрустацией из полудрагоценных камней или глазированным слоем, являлись главными видами техники, которые египетские ювелиры использовали для изготовления драгоценных украшений, принадлежавших персонам высшего ранга. Ожерелье, найденное в гробнице времен XVIII династии в Фивах и хранящееся в Египетском музее в Каире. По нему можно судить об утонченном и элегантном вкусе, который отличал ювелирное дело Нового Царства.
В храме Мединет-Абу Рамзес III изображен в колеснице во время охоты. Образец подвергся стилизации, и бросается в глаза изобилие и тщательность изображения деталей: складки одежды, растительность и лошади, чьи гривы прорисованы с величайшей филигранностью. Эти подробности чрезмерно перегружают композицию, но достигнутый динамизм следует отнести к числу крупных достижений изобразительного искусства.
Читайте далее:- Пирамида Хафра
- Первые изображения фараонов
- Символическое применение цвета
- Эпоха упадка
- Храмы колоссальных размеров
- Семейные группы и писцы
- Живопись и рельефы
- Керамика, рельефы и гробницы
- Вход в храм
- Скульптурные изображения
- Живопись и рельеф в Древнем Царстве
- Стилизация мотивов
- Храмы Солнца
- Скульптура Среднего Царства
- Стела Мернепта
- Первые рельефы
- Храмы Амона
- Изменения в изобразительном искусстве