Росписи гробницы Нахта
Есть росписи, которые обнаруживают гораздо более высокое мастерство, такие, как фрески гробницы Нахта, где женские фигуры обладают легким и свободным эскизом, как это видно во фрагменте, изображающем женское трио музыкантов. В обнаженном теле одной из девушек выражено движение, усиливаемое положением головы, повернутой в обратном направлении, и подчеркиваемое «вибрирующими» линиями косичек. Динамизм этой фигуры поражает, особенно рядом со статичными двумя другими фигурами. Вводятся новые темы, относящиеся к погребальным церемониям. Так, воспроизводится процесс подготовки предметов, которые составляют погребальную домашнюю утварь, поездка в лодке с покойником, прощание с покойником и плакальщицы — группы женщин, сопровождающие траурный кортеж в безутешных рыданиях.
Фрагмент стелы с углубленным рельефом из дворца Эхнатона в Тель-эль-Амарне (Каир, Египетский музей), в которой фараон совершает подношение Маат (Истины) богу Солнца Атону. Религиозный монотеизм, который вознамерился насадить данный фараон и который столкнул его с высшей гражданской и религиозной знатью, внедрил новое искусство, задуманное самим монархом, наиболее радикальным и экспрессивным проявлением которого было изображение его самого, обобщенное в необыкновенно тонкой и удлиненной шее и в почти женских формах тела.
В гробнице Рамоса одна из таких групп изображена в голубоватых туниках, ниспадающих волнистыми линиями в продольном направлении, что создает ощущение вибрации и усиливает выражение боли в фигурах. Глубоко опечаленные плакальщицы вздымают руки к небу в знак молитвы богам, между тем как на их лицах проступают крупные слезинки. Декорации в гробницах фараонов в Долине Царей лишены такой же свободной экспрессивности, какая проявляется в гробницах знати. Темы здесь более замкнутые и имеют религиозный и астрономический характер.
В гробнице фараона Хоремхеба, последнего фараона XVIII династии, фигуры божеств огромного размера представлены в жестких формах древней эпохи. Раскраска ровными и живыми тонами и изобилие орнаментов полностью покрывают стены и потолок. В гробнице Сети I (XIX династия) созвездиями усыпан потолок погребального склепа под покровительственной фигурой богини Нут.
Читайте далее:
- Склепы
- Красота молодости как символ вечности
- Горизонтальные полосы и рисунки
- Погребальный храм царицы Хатшепсут
- Скульптура Древнего Царства
- Понимание пространства и композиции
- Пирамида Хафра
- Первые изображения фараонов
- Символическое применение цвета
- Эпоха упадка
- Храмы колоссальных размеров
- Семейные группы и писцы
- Живопись и рельефы
- Керамика, рельефы и гробницы
- Вход в храм
- Скульптурные изображения
- Живопись и рельеф в Древнем Царстве
- Стилизация мотивов