Памятники

n

Мастабы

Со времени III династии началось строительство некрополя Саккары к западу от города Мемфиса, что в дельте Нила, где происходило захоронение высших должностных лиц. Тогда-то и была внедрена мастаба в качестве модели гробницы, постепенно увеличивавшей свои размеры и сложность. Мастабы — это гробницы, вырытые в каменистой почве, над которыми возводится зал с наклоненными кирпичными стенами и украшенный изнутри барельефами. Как правило, они состояли из двух отдельных частей: погребальной часовни и погребального склепа. Под часовней располагался погребальный склеп, который впоследствии был включен во внутреннее помещение. Поскольку погребальный склеп представлял собой подземное пространство, доступ к нему осуществлялся через вертикальный ров, пересекавший каменный могильник и замуро-вывашийся позади гробницы. Тем самым оказывались защищенными саркофаг с домашней утварью и подношениями, необходимыми для загробной жизни усопшего.

Поначалу внешняя структура мастабы была полностью сплошной, а часовня примыкала к восточной части могильника. Когда же часовня была включена во внутреннее помещение, начиная с III династии, мастаба постепенно превратилась в более сложное строение. Погребальный склеп дополнялся различными комнатами для подношений, пока не достиг огромного числа помещений.

Поблизости от мастаб располагались другие, второстепенные кладбища. На них находились гробницы слуг, которые приносились в жертву, чтобы продолжать служить своим хозяевам в иной жизни. Наибольшее число мастаб сосредоточено в Саккаре, а также в Гизэ, хотя в своем историческом и типологическом развитии они не представляют собою какой-то единой формы и строения и существуют различные разновидности со схожей структурой.

Наличие мастаб увековечивает, даже после смерти, классовые различия, существующие в египетском обществе. В противоположность бедным погребальным строениям большинства египетского населения, мастабы высокопоставленных должностных лиц являлись настоящими погребальными особняками со множеством культовых помещений, богато украшенных настенной росписью. В ней перечислялись титулы и достоинства, которыми обладал усопший, и воспроизводились сцены повседневной жизни. Тиражировались также статуи усопшего, распределявшиеся по помещениям, чтобы посетители могли ими восхищаться.

 

Читайте далее:

По материалам Wikipedia