Архитектурное искусcтво

Во времена первых династий (фиван-ская эпоха) скульптура еще не была в полной мере ни определена, ни кодифицирована. Тем не менее уже тогда были созданы фигуры, которые предвосхитили характерные черты классической египетской скульптуры. Наиболее употребительными материалами являются мрамор, дерево, а также покрывавшаяся эмалью глина, которые представляют собой более нежные материалы, чем камень, и позволяют изготавливать самые…

В египетской живописи отсутствуют пространственные возможности, фигуры выглядят плоскими и помещаются в пространство, которое никак не скрывает подобную внешность форм. Тем не менее должны присутствовать все элементы, необходимые для того, чтобы объемный характер изображения мог быть разгадан. Трехмерная действительность, с другой стороны, выражена в ряде необходимых условностей, которые сохранялись в течение 30 столетий истории этой…

Благодаря высокой урожайности земледелия, в Богатом Полумесяце с древнейших времен оседали многочисленные группы людей. Кроме того, этот регион обладает привилегированным географическим положением, так как речь идет о точке соприкосновения Средиземноморской цивилизации с Персидским заливом. Месопотамский бассейн заселен человеком еще со времен предыстории, однако больших высот в культуре эта зона достигла лишь к середине IV тысячелетия…

Вид на пирамиду Хафра и сфинкса, возведенных в Гизэ в честь указанного фараона из IV династии. Этот колоссальный сфинкс выполнен в облике лежащего гигантского льва, а его лицо воспроизводит черты Хафра. Данная скульптура, в действительности являющаяся изображением бога Солнца, возвышается над двумя храмами, предназначенными культу того же божества, которые в совершенстве сориентированы с востока на…

Одним из первых предметов скульптурного изображения царей, относящихся к фиванской эпохе, является крошечная фигурка из слоновой кости, несущая корону Верхнего Египта, которая изображает идущего фараона. В тот же самый период уже возникают сидящие и стоящие прототипы, изготовленные из известкового камня, у которых почти отсутствует разделение головы и плеч. Ноги, как правило, изображаются вместе. Даже если…

В египетском искусстве цвета применялись в соответствии с архитектурой, настенными рельефами, скульптурой, саркофагами, папирусами и декоративными дополнениями. Снаружи помещений в цветовой гамме преобладали ясные тона, которые оживлялись солнечным светом, между тем как внутри помещений применялись средние цвета, хотя и без тональных градаций в одном и том же изображении. В обоих случаях роспись наносилась в плоской…

Между IV и III тысячелетиями до н.э. с развитием письменности начинается настоящая история Месопотамии. Шумерская цивилизация, наиболее древняя в Месопотамии, возникла в начале III тысячелетия до н.э. Она была организована в независимые города-государства, которые эволюционировали к монархии, сначала теократической, а затем военной, благодаря необходимости обороны, так как они являлись объектами крупных нашествий. По мере того…

Этот период египетской истории охватывает примерно с VII по I в. до н.э. Это была эпоха упадка, на протяжении которой страной правили сменявшие друг друга иноземцы: ливийцы, эфиопы, персы, македонцы, греки и римляне. Последний период расцвета пришелся ни Саисскую эпоху — правление XXVI династии, фараонам которой удалось возродить некоторые ценности Древнего Царства, чтобы противостоять постоянной…

Храмы составляют великое архитектурное достояние Нового Царства. Именно с этих пор данные строения возводились в качестве автономных единиц погребальных комплексов и приобретали большую значимость по мере увеличения могущества, которого добивались в течение этого периода жрецы. Храмы обогащались в архитектурном отношении и достигли колоссальных размеров, не имевших аналогов в предшествующие эпохи. Города увеличили свое могущество как…

В рамках однородного египетского искусства наблюдается разнообразие фигур, выраженное в различных сочетаниях групп из двух, трех и более персонажей. Среди семейных групп в одном из мастабов Медума были обнаружены сидящие фигуры из известкового камня, которые изображают знатную супружескую чету, супругов Рахотепа и Нофрет. Их туловища образуют единый компактный блок с пьедесталами и сиденьями, на которых…