Памятники

Архитектурное искусcтво

Главная / Архитектурное искусcтво
Скульптура Среднего Царства

В этот период не существует строгого единообразия стилей, а проявляются разнообразные тенденции, предлагающие различные изобразительные решения. На севере страны, в районе дельты Нила, получает развитие склонность к классическим и идеализированным формам, восходящим к Древнему Царству, в которых превозносится благородство и спокойствие фигур. Сидячие статуи Се-нусерта I из известкового камня весьма показательны для этой тенденции: у…

Хорсабад

При Ашшурназирпале II (883-859 гг. до н.э.) ассирийцы господствовали до Черного моря на севере, а после нескольких лет внутренних кризисов, в эпоху Тиглатпаласара III (745-727 гг. до н.э.), достигли своего наивысшего могущества, подчинив себе территорию Месопотамии. Эти завоевания стали возможны благодаря оснащению войска железным оружием (луками, копьями, длинными мечами) и его хорошей организации (пехота, колесницы,…

Склепы

Начиная со Среднего Царства недостаток ровных площадок в окрестностях новой столицы Фив способствовал развитию нового типа погребального строения — склепов, помещений, высеченных в каменистых склонах, которые окружают берега Нила. Склепы продолжили традицию, начатую еще в эпоху Древнего Царства и состоявшую в том, чтобы строить гробницы, выдалбливая каменные стены. Утверждение модели склепа в качестве погребального архитектурного…

Горизонтальные полосы и рисунки

В живописи и рельефах изображения распределяются горизонтальными полосами, разделенными линиями. Такие композиции, составленные из наслоения рисунков, обычно оставляли место в центре для более важной сцены. Изображение напластованными слоями отражает навыки, свойственные аграрной культуре. Поэтому так скрупулезно рисуются земельные участки, огороженные под культуры. Это получает очевидное отражение в художественных композициях, которые практически всегда располагаются в строгом…

Правила скульптурного изображения

С момента возникновения скульптуры определились и установки, диктовавшие приемы изображения. Эти нормы считались универсальными и просуществовали длительное время без каких-либо заметных изменений. Независимо от своего масштаба, от колоссально больших статуй до малых фигурок, выполненных по обету, — все они отвечают одним и тем же изобразительным законам. Эти законы могут быть сведены к двум главным: закону…

Амарнская реформа: новое изображение в искусстве

Религиозная реформа, введенная Аменхотепом IV, поощряет использование экспрессивных средств, применяемых главным образом в изображении царственного величия. Условная схема фигуры (фас, профиль) сохраняется, но прежний канон претерпевает ощутимые изменения. В росписи, воспроизводящей супружескую чету Эхнатона и Нефертити с шестью их детьми (Оксфорд, Эшмолианский музей), фигуры имеют овальный череп, мясистые губы и не изображаются строго в профиль….

Первые рельефы

К первым проявлениям художественного творчества в виде росписи керамики следует добавить и рельефную резьбу по камню, украшавшую повседневные и ритуальные предметы; она получила распространение к концу IV тысячелетия до н.э., начиная с культуры Негаде 11. Имеются в виду туалетные палетки, ножи, вотивные палицы и мемориальные стелы. По ним прослеживается постепенный переход от выразительных средств, унаследованных…

Изменения в изобразительном искусстве

По отношению к предшествующему периоду произошли существенные изменения в изобразительном искусстве. Неизменное выражение лица и устремленный в бесконечность взгляд, статика туловища, которые были столь характерны для царей, преобразились в меланхолическую позу, отошедшую от вневременной культовости. Лица Сену-серта 111 и Аменемхета 111 выражают именно такое состояние души. В том виде, в каком можно судить по лицу…

Религия и мир богов в Древней Месопотамии

Как и во всякой земледельческой культуре, зависящей от земли и дождей для орошения посевов, в Месопотамии явления природы рассматривались как творение богов. Так сложилось представление о том, что боги жили на небе и ниспосылали благотворную воду, если люди выполняли свои ритуальные обязанности. Для того чтобы досконально знать смену времен года, столь необходимую в земледелии, жители…

Погребальный храм царицы Хатшепсут

Через пять столетий после постройки храма Ментухотепа царица Хатшепсут из XVIII династии (Новое Царство) решила выстроить другой склеп в том же месте. Ответственным за осуществление этого проекта был архитектор Се-ненмут. Завершенное строение оказалось столь гармоничным, что здание сравнивалось с греко-эллинистическими храмами. Выделяется, в частности, симметрия пропорций и равномерное соединение каждой из частей данного архитектурного ансамбля….

По материалам Wikipedia