Памятники

Архитектурное искусcтво

Главная / Архитектурное искусcтво
Храмы Солнца

Во времена V династии цари построили ряд святынь Солнца, призванные придать легитимность основанию династии, которое таким образом соответствовало реставрации Солнца в качества вселенского бога, прямыми детьми которого выступали данные цари. На протяжении этого периода, кроме того, решающее значение имело влияние жрецов города Гелиополя, где преобладала теология, опиравшаяся на Ра, бога Солнца. Фрагмент надписей и разрисованных…

Скульптура Среднего Царства

В этот период не существует строгого единообразия стилей, а проявляются разнообразные тенденции, предлагающие различные изобразительные решения. На севере страны, в районе дельты Нила, получает развитие склонность к классическим и идеализированным формам, восходящим к Древнему Царству, в которых превозносится благородство и спокойствие фигур. Сидячие статуи Се-нусерта I из известкового камня весьма показательны для этой тенденции: у…

Стела Мернепта

«Стела Мернепта» контрасты выражаются более ясно и активно воздействуют на зрительное восприятие сценических образов, сделанных углубленными в поверхности, используемой в качестве фона.  Стена в рельефах ранней эпохи, относящаяся к I фиванской династии, добивается таких достижений в формах, которые позднее станут общераспространенными. Речь идет о «Стеле Вади», изображающей бога Гора над иероглифом царя-змеи. Впервые создаются стелы,…

Хорсабад

При Ашшурназирпале II (883-859 гг. до н.э.) ассирийцы господствовали до Черного моря на севере, а после нескольких лет внутренних кризисов, в эпоху Тиглатпаласара III (745-727 гг. до н.э.), достигли своего наивысшего могущества, подчинив себе территорию Месопотамии. Эти завоевания стали возможны благодаря оснащению войска железным оружием (луками, копьями, длинными мечами) и его хорошей организации (пехота, колесницы,…

Первые рельефы

К первым проявлениям художественного творчества в виде росписи керамики следует добавить и рельефную резьбу по камню, украшавшую повседневные и ритуальные предметы; она получила распространение к концу IV тысячелетия до н.э., начиная с культуры Негаде 11. Имеются в виду туалетные палетки, ножи, вотивные палицы и мемориальные стелы. По ним прослеживается постепенный переход от выразительных средств, унаследованных…

Храмы Амона

Во времена Нового Царства Фивы превратились в политический и религиозный центр империи, отчего их триада богов — прежде всего сам Амон, его супруга Мут и его сын Кхон — приобрела исключительное значение. В результате храм Амона был провозглашен центром, от которого зависела широкая сеть храмов, расположенных недалеко от него, в окрестностях Фив, как, например, храмы…

Изменения в изобразительном искусстве

По отношению к предшествующему периоду произошли существенные изменения в изобразительном искусстве. Неизменное выражение лица и устремленный в бесконечность взгляд, статика туловища, которые были столь характерны для царей, преобразились в меланхолическую позу, отошедшую от вневременной культовости. Лица Сену-серта 111 и Аменемхета 111 выражают именно такое состояние души. В том виде, в каком можно судить по лицу…

Изображение деталей: внимательное созерцание действительности

В первых настенных росписях применяется узкая гамма красителей (коричневые, черные, белые, красные и зеленые), но смешиваемая с таким умением, которое обеспечивает великое разнообразие оттенков, о чем свидетельствует роспись, относящаяся к одному из мастабов в Медуме («Гуси», Каир, Египетский музей), принадлежавшего Не-фермаату, крупному чиновнику IV династии. Картина изображает охоту на птиц с силками. На розовато-сером фоне…

Религия и мир богов в Древней Месопотамии

Как и во всякой земледельческой культуре, зависящей от земли и дождей для орошения посевов, в Месопотамии явления природы рассматривались как творение богов. Так сложилось представление о том, что боги жили на небе и ниспосылали благотворную воду, если люди выполняли свои ритуальные обязанности. Для того чтобы досконально знать смену времен года, столь необходимую в земледелии, жители…

Гробницы

Первые погребальные сооружения представляли собой округлые и продолговатые углубления, в которые покойника укладывали в позе эмбриона, подобно тому, как хоронил своих умерших палеолитический человек. Монументальность построек, предназначенных для того, чтобы заключать в себе захоронения лиц царской фамилии, возросла начиная с сооружения в Саккаре ступенчатой пирамиды Джосера, второго фараона III династии. Эта пирамида представляет собой центр…

По материалам Wikipedia