Памятники

Искусство ближнего востока и Месопотамии

Главная / Архитектурное искусcтво / Искусство ближнего востока и Месопотамии
Кодекс Хаммурапи

В вавилонскую эпоху традиция стел получила продолжение в качестве панно для написания законов, среди которых единственным полностью уцелевшим экземпляром является «Кодекс Хаммурапи» (Париж, Лувр) на черном диорите. Он достигает 2 м в высоту и содержит 282 закона, записанных сериями по 20 колонок. В верхней части имеется рельефное изображение царя Хаммурапи, представшего перед богом Солнца Шамашем,…

Протоисторическое искусство

Первые проявления искусства Месопотамии встречаются в живописи, применявшейся в украшении изготовленной вручную керамики. Последующее развитие керамики на протяжении IV тысячелетия до н.э. связывает север с юго-востоком Месопотамии. Возникает так называемый «стиль Суз», с изящной орнаментацией стилизованных форм растений, а также животных красного или коричневого цвета, вписанных в геометрические структуры на светлом фоне. В южных областях,…

Колонна в ахеменидском искусстве

Оригинальным элементом ахеменид-ского искусства является колонна, широко использовавшаяся во всех зданиях. Первоначально колонны были из дерева, покрытого раскрашенной штукатуркой, с каменным основанием, украшенным горизонтальными каннелюрами. Отдельные колонны данного типа сохраняются в Пасаргаде (Иран). Любовь ко всему грандиозному и пышному, характерная доя ахеменидской архитектуры, отсутствует в погребальных сооружениях, которые возводились с предельной скромностью. Монумент, известный как…

Скульптурное изображение человека

Месопотамская скульптура отвечает необходимости подтвердить присутствие фигуры в пространстве, чтобы поставить ее перед богами. Поэтому она не фиксирует моменты преходящей деятельности. Такое представление материализуется в неподвижной статуе-глыбе, которая кажется впаянной в каменную массу. Наиболее важные черты сводятся к схематическим формам, а объемы создаются для того, чтобы подчеркнуть трехмерность. Масса распределяется вокруг некоей оси в совершенной…

Заря Истории

Еще с тех времен, которые можно назвать зарей Истории, и вплоть до наших дней человечество непрерывно создавало произведения искусства. Если бы мы составили универсальный каталог художественных сокровищ, накопленных с течением времени, применяя при этом самые строгие эстетические критерии, то получилось бы собрание, состоящее из бесчисленного множества удивительных произведений. В самом отдаленном прошлом, в недрах древнейших…

Ассирийский рельеф

Ассирийская культура характеризовалась железной воинской организацией под властью монархии, которая подчинила своему господству всю Месопотамию. Ее первостепенной задачей была консолидация осуществления власти, оправдывавшей себя волей богов. Со времен шумерской эпохи рельеф был приспособлен к визуальному повествованию о событиях и являлся средством выражения, выбранным ассирийцами для воплощения совершенно нового намерения: попытаться изобразить точное событие в конкретное…

Архитектура: основные принципы

Отсутствие камня и древесины в долинах Тигра и Евфрата предопределило использование глины для строительства, так как это был единственный материал, который имелся в изобилии во всем регионе (благодаря илу, нанесенному реками). Этот материал способствовал поискам таких форм, которые были бы приспособлены к возможностям мягкой глины. Поскольку речь идет о недолговечном и непрочном материале, жилища должны…

Градостроительство: город Персеполь

Наиболее показательным образцом ахеменидского градостроительства является город Персеполь, который представляет собой символ величия империи. Он создавался как династическая святыня и как культовый город. В его градостроительной структуре очень хорошо отражается древний иранский политеизм, связанный с культом быка и с ритуалами плодородия. Колонны символизируют священную пальму. Подношения многолюдной процессии, устраивавшейся в связи с празднованием Нового года,…

Жесткие одеяния и отсутствие анатомии

Месопотамское искусство сформировалось на основе понятий, которые не искали идеал красоты в человеческом теле, несмотря на то, что формы все же отвечали определенному канону. В Месопотамии человеческое тело не изображалось обнаженным, за исключением додинастического периода, когда нагота считалась непременным условием, чтобы предстать перед богами. Скульптурная группа моля-щейся шумерской супружеской пары III тысячелетия до н.э., принадлежащей…

Арка Тита в Риме

Арка Тита в Риме, построена в конце I в. н. э. на Виз Сакра для того, чтобы связать Колизей с императорскими форумами.  Таким образом к чисто визуальному восприятию добавляется слово, перенесенное на бумагу, объясняющее функциональный смысл, равно как и непреходящее значение произведений искусства. И именно тогда читатель начинает отдавать себе отчет не только в том,…

По материалам Wikipedia