Архитектурное искусcтво
Месопотамское искусство сформировалось на основе понятий, которые не искали идеал красоты в человеческом теле, несмотря на то, что формы все же отвечали определенному канону. В Месопотамии человеческое тело не изображалось обнаженным, за исключением додинастического периода, когда нагота считалась непременным условием, чтобы предстать перед богами. Скульптурная группа моля-щейся шумерской супружеской пары III тысячелетия до н.э., принадлежащей…
От вавилонского этапа сохранились фрагменты настенной живописи XVIII столетия до н.э., которые воспроизводят религиозные, мифологические, а также военные темы. Изображение сохраняет жесткость традиционных установок, внося некоторые новые и более изящные декоративные элементы, такие, как растительные элементы эгейского и семитского происхождения, которые пользуются большей экспрессивной свободой. Эти фрески распределяются на панели, отмеченные цветными полосами, с двумя…
Арка Тита в Риме, построена в конце I в. н. э. на Виз Сакра для того, чтобы связать Колизей с императорскими форумами. Таким образом к чисто визуальному восприятию добавляется слово, перенесенное на бумагу, объясняющее функциональный смысл, равно как и непреходящее значение произведений искусства. И именно тогда читатель начинает отдавать себе отчет не только в том,…
Со времени додинастической эпохи зооморфические изваяния имели широкое распространение. Эти скульптуры не были ограничены строгими условностями, как человеческие фигуры. Изображение животных ближе к природе и пользуется такой свободой выразительности, которая контрастирует с человеческими фигурами. Скульптуры животных не претендуют на то, чтобы заменить действительность. Поэтому можно воплощать анекдотическое или фиксировать какой-то конкретный миг, наконец, определенный динамизм…
Техника эмалированного кирпича, внедренная касситами, получила огромное распространение, так как при ней в декорации достигался большой визуальный-эффект. Структура кирпичей делала возможным строительство гигантских стен, — техника, осуществлявшаяся нововави-лонянами, а также ахеменидами. Ассирийцы применяли ее к цоколям храмов, а также для покрытия стен дворцовых залов. От храма Набу, от дворца Хорса-бада сохранился фриз с изолированными зооморфными…
Определение искусства, само по себе имеющее абстрактный характер, в том смысле, как мы его сегодня понимаем, едва ли применимо к огромному разнообразию произведений и предметов искусства, восходящих к далеким культурам и давним эпохам. Кюблер в своей увлекательной книге «The Shape of the Time» (1962 г.), переведенной на испанский язык в 1975 г., высказывает мнение о…
В предметах, найденных в Храме Тель-Асмара и хранящихся в Иракском музее и Чикагском университете, подчеркиваются объемы, вписанные в цилиндры и треугольники, как, например, в юбках, которые представляют собой плоские конусы, или в торсах, подобных треугольникам, с предплечьями, также имеющими коническую форму. Даже детали головы (нос, рот, уши и волосы) сводятся к треугольным формам. Стиль скульптурных…
При Ахемене, а затем Кире, Камбизе и Дарий ахемениды (персы) установили и распространили свое господство на Ближний Восток и всю Азию до самой Индии. Между VI и IV столетиями до н.э. возникает, главным образом во дворцах Персеполя, в Иране, и Суз, в Эламе, придворное искусство, которое прославляет власть монархов этой обширной империи. Иранское нагорье было…
Голова олычека, высеченная из базальта (1000-800 гг. до н. э.; высота 2,41 м, вес 25 т) — превосходный образец искусства доколумбовой эпохи, сохранившийся в Археологическом парке Ла Вента, в Вильяэрмоса, Табаско (Мексика). Из вышесказанного становится понятным, что из необъятного количества археологических находок, например, керамики доиспанских культур, существовавших на территории современных Мексики и Перу, мы могли…
Политическими единицами являлись города-государства под покровительством какого-либо из богов. В них поддерживалась централизованная организация, осуществлявшая контроль за ирригационными каналами для посевов. Правители являлись лишь распорядителями земли, принадлежавшей богам, а весь народ как бы состоял на службе у этих богов. Взамен они молили силы природы о защите от засух, наводнений или войн, которые угрожали их жизни….