Керамика, рельефы и гробницы
В V-IV тысячелетиях до н.э. в дельте и долине Нила развивались различные неолитические культуры, известные по многочисленным археологическим находкам, обнаруженным как на севере, в Эль Фаюме, Меримде и Эль Омари, так и на юге, в Бадари, Амрахе и Герзехе. Это были земледельческие культуры, уже знакомые с металлами. Спорадически они использовали медь и даже железо, хотя и в самородной форме, не прибегая к плавке.
Керамика
На рассматриваемом этапе широкое распространение получила керамика, сначала гладкая — красная, черная или бурая, с процарапанным орнаментом. Позже сосуды стали украшать белой росписью и применять фигуративные изображения: фигуры животных и людей, растительные формы и абстрактные мотивы (чаще всего пересекающиеся линии). Очень часто композиции составляются из фигур животных (гиппопотамов, крокодилов, львов, слонов или быков), нарисованных прямыми, очень лаконичными штрихами, в начертании которых ощущалось влияние узора плетенки из лозы или нитей ткани.
Торговая деятельность в Египте восходит к додинастическому периоду, поэтому на многих городищах в области Восточного Средиземноморья часто находят египетские вазы этого периода. Подобная ваза сделана из камня и датируется концом названного периода (Мюнхен, Музей египетского искусства); ее форма показывает, что, возможно, речь идет о предшественнице традиционной керамики цвета охры, украшенной узором красновато-каштанового цвета.
К середине IV тысячелетия до н.э. по всей долине распространился тип керамики, продержавшийся до эпохи первых династий. Речь идет о гончарных изделиях, характерных для культуры Негаде II, происходившей с юга; в них использовался мотив красных линий, прочерченных по светло-коричневому фону. Для этого вида керамики типичны геометрические мотивы (круги, решетки, извилистые линии), покрывающие всю поверхность сосуда, иногда в комбинации с фигурами людей или животных, изображенными очень схематично, скупыми линейными штрихами. Кроме того, часто встречаются изображения многовесельных кораблей, плывущих по реке. На судах видны надстройки, флаги и опахала в форме пальмового листа, видимо, различавшиеся у разных поселений. Обилие изображений кораблей говорит и о важной роли Нила, плавание по которому было интенсивным со времени первых поселений, и об обычае изображать сцены повседневной жизни на предметах утилитарного назначения. Наряду с перечисленными образцами наверняка существовали и произведения настенной живописи, но поскольку они не дошли до наших дней, отсутствует и возможность провести сравнения, позволившие бы дополнить репертуар использовавшихся форм. Сохранилась единственная роспись в городе Иера-конполе на юге страны, где можно видеть те же мотивы, что и в керамике.
Читайте далее:
- Храмы колоссальных размеров
- Семейные группы и писцы
- Живопись и рельефы
- Эпоха упадка
- Вход в храм
- Скульптурные изображения
- Живопись и рельеф в Древнем Царстве
- Стилизация мотивов
- Храмы Солнца
- Скульптура Среднего Царства
- Стела Мернепта
- Первые рельефы
- Храмы Амона
- Изменения в изобразительном искусстве
- Изображение деталей: внимательное созерцание действительности
- Гробницы
- Храм в Карнаке
- Малые изваяния повседневных сцен