Архитектурное искусcтво

В эпоху неолита в сфере человеческой деятельности происходили коренные преобразования. Человек жил в шалашах и в свайных постройках на озерах. Общество, в свою очередь, состояло из поселений. Продолжалась обработка камня и кости, но одновременно уже производились изделия из керамики. Орудия из камня обрабатывались все более тщательно. Это техническое совершенствование дало той эпохе свое название: слово…

Рельефная резьба чаще встречается на статуэтках, чем в наскальной живописи, хотя и в последней ее также можно иногда видеть. Если в первых случаях она представляет собой мелкие фигурки, которыми завершаются изделия из кости, а иногда даже объемные групповые скульптуры, то в наскальной живописи это обычно барельефы. Древние авторы нередко использовали природный рельеф скалистой поверхности, слегка…

Средний мадлен соответствует фазе, которая считается рубежом, отмечающим начало эпохи расцвета. Достигает высочайшего уровня техника моделировки контура и оттеночно-цветовой нюансировки окрашенной поверхности. Достигается высший натурализм искусства. Деталь одной из многочисленных мадленских фигур, выполненных уверенными штрихами черного цвета и с явным намерением реалистически изобразить объем и особенности внешнего вида каждого из животных, нарисованных в Черном Салоне…

Долина Нила представляет собой длинный оазис, протянувшийся на 100 км от первого порога до впадения реки в Средиземное море. Оазис лежит в границах, достаточно четко определенных самой природой: к западу от реки — Ливийская пустыня, к востоку — Аравийская, к северу — Средиземное море. На юге — первый порог, который невозможно преодолеть на судах. Такая…

Геометрическая абстракция неолитического искусства связана с концепцией анимизма, типичного для сельскохозяйственного общества. Земледелец и пастух знают, что их судьба зависит от систематических наводнений, от эпидемий, от урожая, от событий, которыми они не в состоянии управлять. Жизнью распоряжаются высшие силы, духи и демоны, добрые и злые. В силе анимизм и культ мертвых. В это время появляются…

И в наскальной живописи, и в скульптурных изображениях чрезвычайно широко представлены животные: одиночные и в группах, неподвижные и в движении, пасущиеся и бегущие, здоровые и раненые. Чаще всего встречаются изображения бизонов, лошадей, косуль и диких кабанов; немного реже — изображения лосей, слонов, носорогов и медведей; и совсем редко — рыб, змей и птиц. Способы их…

В живописи пещеры Альтамира (Кан-табрия, Испания) нашли место все упомянутые достижения, что позволяет считать ее вершиной палеолитического искусства. На глинистой поверхности потолка большого зала выделяются по-лихромные изображения бизонов в сочетании с пятнами локального красного цвета и неправильной формы. Цветовая гамма обогащена охристыми, красными, бурыми, желтыми и черными тонами, придающими объем фигурам, обведенным черным контуром. Позы…

Политическая система Египта возникла из необходимости должным образом руководить сооружением оросительных каналов для земледелия. Первый правитель был в то время первым строителем плотин и водохранилищ. После разлива требовалось новое размежевание земель. Правитель лично проводил межи и вскапывал землю, как гласят надписи на древнейших монументах. Самое высокое социальное положение занимал царь, наделенный могуществом, гарантирующим процветание страны….

Гигантские творения египетской цивилизации, пирамиды, несомненно, отражают иерархическую струтуру самого древнеегипетского общества. Искусство создания храмов, вырубленных в скалах, получило широкое развитие во время царствования Рамзеса II, фараона XIX династии. Данной эпохой датируется появление великого мавзолея, посвященного этому монарху и построенного в Абу-Симбеле. Несмотря на монументальный характер храма, по обеим сторонам входа в который установлены впечатляющие…

Абстракция появилась вместе с началом искусства как отдельная дополнительная форма фигурного символического изображения. Изображения самых разнообразных знаков, с их сложной и спорной интерпретацией в виде однородных групп или перемежающихся с изображениями животных и людей, представляют собой настоящую графическую смесь: ряды из точек, короткие вертикальные или наклонные линии, прямоугольники, разлинованные на квадраты, закрытые и открытые овалы…