Изображение животных
И в наскальной живописи, и в скульптурных изображениях чрезвычайно широко представлены животные: одиночные и в группах, неподвижные и в движении, пасущиеся и бегущие, здоровые и раненые. Чаще всего встречаются изображения бизонов, лошадей, косуль и диких кабанов; немного реже — изображения лосей, слонов, носорогов и медведей; и совсем редко — рыб, змей и птиц. Способы их изображения весьма различны: от простого незаконченного силуэта с прорисовкой только головы и хребта, до полностью завершенного изображения с внутренней полихромией.
Исключительная экспрпессивность поз и движения изображенных животных свидетельствует о высоком мастерстве рисовальщиков.Нет точных данных относительно критериев, по которым отбирались виды животных, отраженные в наскальной живописи.
Возможно, не все изображения выражают необходимость поиска пищи. Несомненно, выбор для рисования того или иного животного диктовался некоей более широкой и сложной символической необходимостью.
Животный мир является почти исключительной темой изображений на многих объектах -мобильного» искусства, созданных в «магдальенскую» эпоху на таком «сырье., как камень, кость, бивни мамонта или оленьи рога. Повседневное соприкосновение с ними художника позволяло ему изображать животных с большой долей естественности, натурализма и жизненности. Среди лучших примеров такого великолепного мастерства художника — голова ржа-щей лошади, найденная в Мас-д’Азиле (Арьеж, Франция), длиной 4 см, которая хранится в Музее древностей в Сен-Жермен-эн-Лэ
Наиболее часто встречается изображение предка современной лошади. Кости этого животного обнаружены при ведении наиболее важных археологических раскопок. Почти во всех пещерах с наскальной живописью встречаются изображения лошади.
На этих рисунках заметны ее явные отличия от современной лошади, которая более стройна и менее космата. Возможно, одно из наиболее красивых ее изображений находится на скале у стоянки первобытного человека в Ком-марке (Дордонь, Франция). На этой скале вырезана лошадиная голова длиной почти в два метра. Контуры головы едва обозначены легкими углублениями, достаточными для того, чтобы увидеть изображение.
Вторым после лошади по частоте изображения является бизон. Наиболее известными его экземплярами являются бизоны в пещере Альтамира (Кантабрия, Испания).
Из других животных породы парнокопытных часто встречается изображение дикого тура или зубра огромных размеров, с темной шерстью, что контрастирует с рисунками коров, которые изображены белее мелкими и с более светлой окраской. Наиболее привлекательными являются их изображения в пещере Ласко (Монтиньяк, Франция).
В наскальных рисунках нередко встречается изображение горной козы. Такие изображения есть во Франции, в пещерах Парнон-Пар и Эббу. На иберийском полуострове их можно видеть в пещере Эль Кастильо (Кантабрия, Испания).
Читайте далее:
- Цветные отпечатки рук: позитивный и негативный варианты
- Изменение художественных ориентиров
- Лобковые треугольники
- Левантийское искусство: стилизованный динамизм
- Фигуры смешанного типа
- Техника, тематика и интерпретация
- Прозрачные изображения
- Техника, тематика и интерпретация
- Наложенные изображения
- Росписи Тассили
- Искусство эпохи палеолита
- Эволюция и хронология наскального искусства
- Доисторические сооружения
- На заре зарождения искусства
- Период ориньяк-перигор
- Распространение культуры мегалитов
- Открытие первобытного искусства: проблема его аутентичности
- Сочетание изображений животных